Вспоминаются насвкидку мемуары штурмовика под названием "Черти полосатые" (так они друг друга называли в войну). Фамилию, ессно, не помню - читал лет 15 назад. Но читалось очень интересно, необычно по тем временам, и без официоза. Никакого акцента на его штрафсрок не было (что логично), но было сказано следующее:
1. Действительно, под Сталинградом, с "Того берега" они действовали.
2. Существовала ОДНА СМЕШАННАЯ ШТРАФНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ НА КАЖДУЮ АВИАДИВИЗИЮ.
3. Его ситуация была (своими словами):
"Взлетаю в группе, идём к цели, вдруг начинает барахлить мотор, не тянет. Ну, надо возвращаться. Сажусь, объясняю. Начинают мотор проверять. Инженер полка, мотористы, кто-то из командиров. Десять минут гоняют на всех режимах - ни одного чиха... Всё прекрасно работает. Смотрят на меня с таким пониманием, начальство выносит вердикт: "Десять штрафных вылетов". И ничего, выжил. Три вылета пришлись на немецкий танковый резерв, самое пекло. Три!!! Кому не говорил - никто не верил!..."
Вот так.
Насчёт Фёдорова согласен - слишком много с ним связывают легенд, от "Дьябле Рохо" и "Следите за последней работой!" до того же штрафного полка без зачисления сбитых. Но про штрафэскадрильи проскальзывало не только у него.
Кстати, у немцев в ПВО штрафэскадрильи таки были! Помните, на бронированных ФВ-190, и в вылетах отсутсвие хотя бы одной сбитой крепости (!!!) приравнивалось к повторной трусости в бою.
Во всяком случае, у Перова-Растренина в книге по Ил-2 приводится штат штурмовой авиадивизии, в который входила отдельная штрафная эскадрилья.Про то, былол ли это в реале. ничего не упоминается