От Marat
К All
Дата 31.10.2002 21:28:49
Рубрики Древняя история; 11-19 век;

Бейбарс был черкесом или адыгом? :)

Здравствуйте!

http://buday.narod.ru/gl6.htm

+++++++++
Автор книги «Черкесские мамлюки» С. Х. Хатхо (Хатхо С. Х. «Черкесские мамлюки». Майкоп, 1993 г.) пишет следующее:

«Вообще, антропонимический фактор занимает ключевое место в процессе выявления этнической принадлежности того или иного мамлюка. Так, если мы встретим в хрониках такие имена, как Барсбай, Бибарс, Джакмак, Каит, Кансав, Биберд и т. д., то для исследователя, знакомого с кавказской антропонимией, совершенно очевидно, что носители этих имен являются черкесами». (стр. 50).

Описание внешности Бибарса также не соответствует азиатскому типу кипчаков, мамлюкские хронисты употребляли в отношении черкесских султанов слово «турок» как более общее понятие (стр. 51).

Султаны Бибарс и Калаун считаются кипчаками, несмотря на то, что племени Бурдж никогда не существовало, (ссылаясь на С. Закирова) (стр. 51).

Имя Бибарс черкесское - Пыиперэс.

В кипчакских степях мог родиться кто угодно, не только кипчак.

Черкес, эмир сотни Оздемир ал-Хадис. Ускакал с несколькими воинами к монголам, выкрикивая, что они сдаются на милость Менгу-Тимура. Подъехав к татаро-монголам, он сказал, что хочет сообщить нечто важное их вождю (стр. 68).

Черкесы сохраняли свой язык, причем многие из них едва владели арабским (стр. 155).

Косожский князь Редедя имел свой герб

Приведем несколько цитат из другой его книги «Черкесские (адыгские) правители Египта и Сирии в XIII-XVIII вв.».

По всей видимости, встречающееся у ибн-Ийаса нартское имя Сосруко в форме Сосрук, является первым письменно зафиксированным свидетельством бытования этого имени в черкесской среде. (стр. 11).

Военная иммиграция черкесов в Киевскую Русь продолжилась вплоть до монгольских войн. Создается впечатление, что все или почти все военные специалисты на службе у русских князей XI-XIV вв. - черкесы, абазины и осетины. Количество славяно-адыгских имен отнюдь не ограничивается приводимым списком: Нечевич (ср. Нагуч; Доман (ср. Доманука)); Козарин (ср. Кажар) Керебет; Домаш Твердиславич (ор. Томаш, Томашук); Мелик Семен (ср. Малэкъуэ Семэн); Олбырь Шерошевич; Баяндюк (ср. Байантыкъо); Варазко Миюзович и т. д. (стр. 38).
Иное значение имеет антропонимический фактор. Итак, обратимся к именам бурджиитских князей: Анас - Iэнэс; Бештак - Бэщтэкъо; Катмоса - Кайтмес; Саук - Шъаукъо; Яросланопа - Арсланипа (Арслан - аланское имя, ипа - абхазское и абазинское окончание, означающее «сын»); Басте - Басте (Басте - фамилия у шапсугов); Селу - Залук (фамилия у кабардинцев); Урузоба - Урус-ипа; Алук - Алеко (алэкъо); Асень - асское имя; Алтунопа - Алтун-ипа (имя тюркское, окончание абазинское; Асадук; Томзак; Курток; Осалук; Тарсук-(стр. 133) аланские (асские) и тюркские имена с черкесскими окончаниями. Само название племени звучит отчетливо в распространенной у адыгейцев фамилии Бырдж. (стр. 43).

Последний правитель Бырджей, пши Бачман, погиб в 1241 году одновременно со своими союзниками черкесским пши (князь) Таукаром и ассом Качируко-Але (стр. 49).

Мотивы похода Тамерлана в Черкессию были во многом субъективны и личностны: это была месть за черкесские набеги в Хорзем (стр. 50).

Значительный интерес представляют данные генерала А. Ригельмана, который писал, что современные ему донские казаки единодушно заявляют, что произошли от черкесов. (стр. 59).

К этнографическим деталям, привнесенным черкесами на Украину относят форму и технологию жилища; отапливание жилища кизяком; тяжелые деревянные плуги, наличие у запорожцев черкесского седла; обычай брить голову, оставляя при этом клок волос на макушке; ткань «Черкессину», из которой шилась прежняя украинская одежда; головной убор и черкесские кафтаны. (стр. 59).

Термин «Паша» (пашэ) явно заимствован турками-османами у адыгов. Возможно, первые паши османов были из числа мамлюков. Сами османские правители являлись вассалами черкесских султанов и, в этой связи, могли широко использовать черкесский военный опыт (стр. 61).

В средневековой истории Крыма черкесы фигурируют довольно часто. Армянский историк Крыма Тер-Абрамян в своей книге перечисляет следующие населенные пункты и местности, связанные с черкесским присутствием: село Черкес, Черкес-Эли, Черкес Тогой, Черкес кош, Черкес тюз, Черкес кермен.

П. С. Палас отмечает также еще один топоним, связанный с черкесским присутствием на полуострове, это верхняя часть реки Бельбек по названию Кабарда. (стр. 69).

Мамлюки каранис т. е. мамлюки ветераны. И хотя совершенно ясно, что под каранис подразумевается опытные воины-ветераны, этимология самого слова не выяснена. (стр. 99).

Черкесы обозначены в мамлюкских источниках как Джаркас, или Джаркаси. Есть также альтернативные транскрипции: Чаркас, Шаркас или Шаркасия (стр. 108).

Тюркские мамлюки Египта настолько уменьшились в числе, что все оставшиеся из них состояли из кучки уцелевших ветеранов и детей. Национальная солидарность и монопольное господство черкесов выражалось в употреблении в одновременных источниках терминов «люди» (ал-каум), народ (ал-джанис), племя (ал-та, ифа) исключительно по адресу черкесов. (стр. 111).

Эмир Алан-Караджа начал свою карьеру в качестве пажа и оруженосца султана Каитбая. Фамильное имя, прозвище - ибн Караджа, свидетельствует о том, что этот мамлюк происходил из княжеского осетинского рода Карадзаути. В мае 1509 г. он был отправлен послом к османскому султану (стр. 137).

Намереваясь избавиться от главы сирийских аййубидов эмира ал-Малик ал-Кахира, которого подозревали в организации заговора, Бийбарс подал ему во время пира в знак милости чашу с кумысом. Кумыс был отравлен. Эмир, почуяв опасность или зная о ней, переменил чаши с кумысом, когда султан отвернулся. Бибарс выпил отравленный напиток и умер через тринадцать дней в ужасной агонии. (стр. 175).

Замечание Макризи, аз-Захира, ал-Айни и других хронистов о турецкой (тюркской) принадлежности Бибарса и Калуна, не могут быть использованы для этнической идентификации. Термин «турок» и в XIII веке, и позднее не имел определенного этнического содержания: мамлюкские хронисты называли тюрками армян, аланов, грузин, абхазов, черкесов, кипчаков, монгол, русских и даже греков-византийцев. (стр. 181).

Культура черкесской общины средневекового Египта представлена великолепными архитектурными памятниками (стр. 286).
++++++++++

что это? - кавказский вариант Фоменко? :)

C уважением, Марат

От Бермедич
К Marat (31.10.2002 21:28:49)
Дата 31.10.2002 21:42:42

У черкесов водятся султаны? Это новость :)) (-)


От Marat
К Бермедич (31.10.2002 21:42:42)
Дата 01.11.2002 13:13:57

это вопрос к Хотхо-Фоменко от нынешних черкесов :)

Здравствуйте!

а вот у шеркеш - черкес (древних) были

кстати в тексте у автора сайта глава
http://buday.narod.ru/gl6.htm
называется "Кто такие черкесы"

в конце главы сам дает ответ

"Они положили начало запорожским казакам, влились в состав формирующихся из остатков хазар донских казаков; а другая часть оказалась в Египте, вместе со своими соплеменниками - кипчаками, чтобы оставить яркий след в истории под именем мамлюков. Как мы уже упоминали, в северо-западном Казахстане живут казахи-черкесы, а в Калмыкии и Астраханской обл. татары-черкеши..." такие дела :)

C уважением, Марат

От Рустам
К Marat (01.11.2002 13:13:57)
Дата 06.11.2002 11:12:59

Re: это вопрос...

Доброго здоровья!
>Здравствуйте!

>а вот у шеркеш - черкес (древних) были

>кстати в тексте у автора сайта глава
http://buday.narod.ru/gl6.htm
>называется "Кто такие черкесы"

>в конце главы сам дает ответ

>"Они положили начало запорожским казакам, влились в состав формирующихся из остатков хазар донских казаков; а другая часть оказалась в Египте, вместе со своими соплеменниками - кипчаками, чтобы оставить яркий след в истории под именем мамлюков. Как мы уже упоминали, в северо-западном Казахстане живут казахи-черкесы, а в Калмыкии и Астраханской обл. татары-черкеши..." такие дела :)

Марат, претензии черкесов на наследие Бейбарса и Золотой Орды - гораздо более основательны, чем претенции татар Татарстана.
Черкесам в принципе нужно только доказать, что они потомки тех самых черкесов-касогов :)
С Уважением, Рустам

От Marat
К Рустам (06.11.2002 11:12:59)
Дата 06.11.2002 12:26:39

Re: это вопрос...

Саламы!

Про тамги в этой ветке скажешь что-нить умное? :)
например про своих алшынов
а лучше про тамги других народов

>Марат, претензии черкесов на наследие Бейбарса и Золотой Орды - гораздо более основательны,

соседо-исторически (рядом жили, некоторые обычаи, одежду переняли)?, но не языково-генетически штоль?

>чем претенции татар Татарстана.

про ЗО еще мэй би (с оговоркой, что татары Татарстана татарам Татарстана рознь :)
а про "наследние Бейбарса" - что есть такие претензии?

>Черкесам в принципе нужно только доказать, что они потомки тех самых черкесов-касогов :)

а чего доказывать, черкес-черкеш - звучит одинаково и смысл один :)

C уважением, Марат

От Рустам
К Marat (06.11.2002 12:26:39)
Дата 06.11.2002 13:37:05

Re: это вопрос...

Доброго здоровья!


>Про тамги в этой ветке скажешь что-нить умное? :)
>например про своих алшынов
>а лучше про тамги других народов

Скажу конечно :)
Открываешь Тынышпаева и смотришь :)
У тебя же сеть Тынышпаев, не так ли?
Особенно сели старое "научное" издание, там было сравнение тамг.

>>Марат, претензии черкесов на наследие Бейбарса и Золотой Орды - гораздо более основательны,
>
>соседо-исторически (рядом жили, некоторые обычаи, одежду переняли)?, но не языково-генетически штоль?

1) Черкесы дали название не только нам, казахам, но и запорожским (причем оба названия), да и другим казакам. Это есть еще у Тынышпаева.
2) Какие были обычаи, одежда и язык древних черкесов я не знаю.
Ногаи сейчас в черкесках ходят и брынзу едят, выводы будем делать?

>>чем претенции татар Татарстана.
>
>про ЗО еще мэй би (с оговоркой, что татары Татарстана татарам Татарстана рознь :)
>а про "наследние Бейбарса" - что есть такие претензии?

еще этого не хватало :) А вот у Аджи... у Аджи... :)))

>>Черкесам в принципе нужно только доказать, что они потомки тех самых черкесов-касогов :)
>
>а чего доказывать, черкес-черкеш - звучит одинаково и смысл один :)

А ну тогда черкесы - ветвь казахов Младшего Жуза, одичавшая и запрятавшаяся в горы.
С Уважением, Рустам

От Marat
К Рустам (06.11.2002 13:37:05)
Дата 06.11.2002 14:10:19

Re: это вопрос...

>>Про тамги в этой ветке скажешь что-нить умное? :)
>>например про своих алшынов
>>а лучше про тамги других народов
>
>Скажу конечно :)
>Открываешь Тынышпаева и смотришь :)
>У тебя же сеть Тынышпаев, не так ли?

есть - дома - далеко - от монитора руками не дотянуться :)
моя картинка (см. ниже) - скан оттуда - сделал несколько лет назад и по глюпости "исправил ошибку" - ходил типа гордый - "вот же толстый дядя, а ошибки у себя не заметил!" :)
там видишь "УАК," написано другим фонтом - это оно - у Тынышпаева там вместо уак, написано еще раз керей
сейчас понял, что чуток поторопился исправлять :)

>>а про "наследние Бейбарса" - что есть такие претензии?
>
>еще этого не хватало :) А вот у Аджи... у Аджи... :)))

сорри - не напомнишь чего там у Аджи на этот счет? вроде бы он не сопаривал "кыпчак" - ошибаюсь?

>А ну тогда черкесы - ветвь казахов Младшего Жуза, одичавшая и запрятавшаяся в горы.

вот-вот самое оно :))

>С Уважением, Рустам



C уважением, Марат

От Marat
К Marat (31.10.2002 21:28:49)
Дата 31.10.2002 21:36:42

любителям "стрелковки", холодного оружия, криптоллогам- красивые кстати картинки

Здравствуйте!









C уважением, Марат

От Dervish
К Marat (31.10.2002 21:36:42)
Дата 31.10.2002 23:04:39

Re: любителям "стрелковки",...

День добрый!

Не подскажете - а это все известные тамги? Если нет, то где найти полнее и с "расшифровкой"?

С уважением - Дервиш

От Marat
К Dervish (31.10.2002 23:04:39)
Дата 01.11.2002 13:07:49

так это говорю же к криптологам :) - про тамги

Здравствуйте!

>День добрый!

>Не подскажете - а это все известные тамги? Если нет, то где найти полнее и с "расшифровкой"?

сам бы не прочь с расшифровкой :)
в цельном виде нигде не видел и насчет всех не скажу - могу тока про казахские - с ними вроде бы все ОК - тамги приведены родовые, правда не все, а крупных родов
- вот ниже по ним "краткая расшифровка по родам"



(картинка от Шакарима Кудайберды)

более детальная (есть и по подродам)
http://www.history.kz/ru.htm

каждая тамга несет свой функциональный смысл - все расшифровки по смыслам выдать не смогу - могу навскидку только некоторые:

"свои кераитские" - несторианский и андреевский кресты у кереев Ср. жуза (у уаков такие же) - такая форма тамги связана с христианством кераитов в конце и на стыке первого тысячелетия

две вертикальные палочки кипчаков - две пики - воинственность или воинская доблесть кипчаков (кстати в корневом месадже спич шел о кипчаке Бейбарсе рода Берш - не знаю какую тамгу он использовал, но с высокой долей вероятности могло быть что-нибудь из приведенных по ссылке рода берш в Младшем жузе или же вариации на тему двух вертикальные палочки или - есть подрод берш в роде кипчак Ср. жуза)

еще могу расшифровать тамгу рода адай - лук и стрела (саадак и ок) - типа очень воинственный Мл. жуза (по словам самих адайцев - самый воинственный :), а от Рустама такую кору услышал - "адайцам блин мало считать себя древней казахов, им подавай считать себя древнее тюрков" - ведут свой "отсет" от даков :))

>С уважением - Дервиш

C уважением, Марат