От knight777
К All
Дата 18.11.2002 12:25:03
Рубрики Флот; Армия; ВВС; Локальные конфликты;

Скромное обаяние "желтого дракона" (+)

Всем, здравствуйте!

http://www.zerkalo-nedeli.com/
Иван ГОРДЕЕВ

17—20 ноября Президент Украины посетит Китай. Лететь в КНР сегодня Леониду Кучме весьма выгодно. Став «нежелательной» фигурой на Западе, глава Украинского государства, тем не менее будет желанным гостем в целом ряде держав на Востоке, и Китай занимает в этом списке если не первое, то далеко не последнее место.

Тот факт, что визит в Пекин состоится как раз накануне Пражского саммита НАТО, делает его символичным противовесом евроатлантической интеграции. Этот визит очень нужен Кучме — для демонстрации собственного политического веса и наличия альтернативы западному вектору, но он нужен и Китаю: если кто и умеет делать экономические выгоды из политических трюков, так это китайцы. Среди прочего им нужны технологии, и желательно критические. Еще более желательно, чтобы они были альтернативными российским, не говоря уже о том, что Украина продаст их дешевле.

На этой неделе заместитель главы администрации, начальник управления внешнеэкономических отношений администрации Президента Анатолий Орел, комментируя предстоящий визит Президента, заметил, что его цель — в закладке основ для углубления политических отношений между двумя странами до уровня стратегических. Отбросив подсчет довольно значительного количества стратегических партнеров Украины, все же рискнем отметить, что результаты развития дружбы могут внести заметные коррективы в жизнь государства, испытывающего сложности с определением и реализацией своего внешнеполитического курса.

Еще в 2000 г. «ЗН» писало о начале активной переориентации украинского сегмента высокотехнологической продукции, критических разработок и оружейного бизнеса на азиатские рынки. Но тогда, после отрезвляющего отказа Европы от Ан-70, это были осторожные поиски альтернативы. Сегодня поход на Восток в условиях не только экономического, но и политического межсезонья может оказаться предпосылкой трансформации Украины в евроазийское государство.

И несмотря на то что взаимный интерес Украины и Китая основывается на экономических расчетах, урожай, тем не менее, будут собирать политики.

Великий рынок авиатехники

Реализация Украиной в течение ближайших двух-трех лет ряда проектов в Китае, включая авиакосмические, должна увеличить товарооборот почти в полтора раза и довести его до $1,5 млрд., считает госсекретарь Минэкономики и европейской интеграции Украины Андрей Гончарук. До конца этого года товарооборот должен достичь $ 1 млрд., что пока даже меньше, чем украинско-турецкий, но несоизмеримо больше, чем уровень торговли с любым европейским государством западнее самой Украины. Причем потенциальная емкость китайского рынка для Украины все больше расширяется.

На международном авиакосмическом салоне в Чжухае, прошедшем в первые дни ноября, американская корпорация Boeing Co. опубликовала прогноз, в соответствии с которым в ближайшие 20 лет Китай закупит 1912 новых пассажирских самолетов и станет вторым по величине рынком авиатехники после США. В период с 2001-го по 2021 г. затраты азиатского гиганта на закупку самолетов составят $165 млрд.

Вполне понятно желание Киева не оказаться за бортом, когда будет делиться такой пакет заказов. Еще во время выставки Airshow China двухлетней давности авиастроители двух государств подписали несколько небольших контрактов в области авиастроения. А уже августе 2001 г. в рамках визита в Украину министра гражданской авиации КНР Лю Цзеньфена, АНТК им. Антонова, Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие, Китайская государственная импортно-экспортная корпорация авиасобственности и Синьцзянская авиакомпания подписали в Киеве протокол намерений о поставках Китаю новых украинских самолетов Ан-74ТК-300. Первоначально речь шла о двух машинах, но заказ может расшириться и до 30 самолетов. В этом месяце Китай подтвердил свои намерения приобрести в Украине самолеты Ан-74ТК-300.

Китай продолжит закупать у Украины авиадвигатели и авиационные ракеты для российских многоцелевых самолетов Су-30МК. (Контракты были заключены в 1999 и 2001 гг. По каждому из этих договоров Россия обязалась поставить 40 Су-30МК. Еще один новый контракт на поставку Россией 40 истребителей Су-30МК в Китай готовится к подписанию.) К перспективным направлениям в этой области относится также модернизация китайских самолетов Y-5, создание в КНР центра послепродажного обслуживания самолетов Ан-12 и Y-8, совместное авторское сопровождение китайского парка машин Ан-12. Украина предлагает китайским авиакомпаниям и новые пассажирские самолеты Ан-140, и это предложение сейчас детально рассматривается китайской стороной. Некоторые эксперты не исключают подписание соглашения на поставку Ан-140 уже во время визита Л.Кучмы.

Если это событие произойдет, вкупе с остальными достижениями на рынке для украинского лидера оно станет неплохой компенсацией политики на Западе.

Космос, «Кольчуги» и прочее

Скандал, вызванный обвинениями Украины в незаконной торговле оружием, не повлияет на развитие военно-технического сотрудничества между Украиной и Китаем, считает А.Орел. И скорее всего, считает небезосновательно. Дело в том, что традиционный и наибольший партнер Китая — Россия продает ему в основном только ту военную технику, которая уже имеется у российских ВС. Учитывая, что та же Индия получает более современные системы вооружений, которые в большинстве случаев разрабатываются совместно с российскими конструкторскими бюро при солидных финансовых вливаниях Индии, Китай подумывает, во-первых, о диверсификации поставок, а во-вторых, о стимулировании России продавать и самые современные системы. И надо сказать, в этом году Пекин добился существенных успехов. Именно так российские военные эксперты прокомментировали решение Москвы продать в Китай современные корабельные системы ПВО С-300Ф «Рифы». Еще раньше Россия поставила своему традиционному партнеру восемь дивизионов ЗРК большой дальности С-300ПМУ-1 и 27 комплексов малой дальности «Тор-М1». Но корабельная версия С-300 долгое время была табу для Китая.

Есть мнение, что политические успехи Китая связаны в том числе и с Украиной. Китай интересуется не столько прямыми закупками вооружений и военной техники из Украины, сколько приобретением передовых технологий. Кроме того, в Украине есть целый ряд технологий, которые интересны для Китая, и которых нет в России. Учитывая баснословный военный бюджет этой страны, достигший в текущем году $17,2 млрд. (более того, эксперты уверены, что реальный военный бюджет, как минимум, вдвое больше официального), Украина вполне может рассчитывать на хорошие доходы от оружейного экспорта в эту страну, а также от торговли с ней технологиями двойного назначения. Делая единичные приобретения различной номенклатуры вооружений, китайцы намереваются решить проблемы путем развития производства на собственной территории.

Еще в 2000 г. Украина и Китай подписали перспективную пятилетнюю программу сотрудничества в сфере освоения космоса. Среди прочего она предусматривает совместную работу по созданию нового микроспутника. А в более отдаленной перспективе — модернизацию техники для запуска космических аппаратов, создание платформ микроспутников и, может быть, реанимацию проекта космического воздушного старта. Заместитель гендиректора Национального космического агентства Украины Валерий Комаров, подписавший этот документ, заметил, что контракты с Китаем «могут ускорить работу Украины в космической отрасли по некоторым направлениям, а по объему — даже превзойти государственное финансирование отрасли». Сегодня эксперты не исключают, что на фоне охлаждения украинско-американских отношений, в ракетно-космическом сотрудничестве Украины и Китая могут появиться новые составляющие. Как известно, США и Китай по-разному интерпретируют пункты Режима контроля над ракетными технологиями (РКРТ), особенно в части поставок соответствующей продукции. Учитывая, что Украина владеет технологиями создания твердого ракетного топлива и систем управления для головок самонаведения стратегических ракет, украинско-китайское сотрудничество может попасть под прицел американских интересов.

Если говорить о конкретных поставках и совместных разработках, то их тоже немало. Если несколько лет назад военно-технические отношения ограничивались поставками ракет «воздух-воздух» для российских самолетов, то ныне спектр значительно расширился. Называя лишь наиболее известные, можно составить внушительный список. В конце прошлого столетия Китай по цене металлолома получил недостроенный крейсер «Варяг» — даже с учетом уплаты заказчика за простой корабля в доках он обошелся в $28 млн. Эксперты военного кораблестроения связывают это приобретение с желанием Китая получить технологии создания авианосцев. Приблизительно в это же время Китаю были переданы технологии обслуживания двигателей Ал-31Ф, а на двух сделках Украина заработала еще $20 млн.

Харьковские танкостроители вместе с Китаем создают новый пакистанский танк Al Khalid. Завод им. Малышева через фирму «Прогресс» в прошлом году поставил для него 15 трансмиссионных отделений, а летом этого года начал выполнение контракта в $100 млн., предусматривающего поставки в течение трех лет 285 моторно-трансмиссионных отделений.

В 2000 г. в Китай была поставлена лабораторная установка (с передачей технологии) для производства ионно-плазменных двигателей к космическим аппаратам. Еще чуть позже научно-исследовательский институт «Квант» поставил партнеру некоторые технологии производства специальной высокотехнологичной продукции для систем ПВО. Наконец, в начале этого года был подписан контракт на поставку четырех станций пассивной радиоэлектронной разведки «Кольчуга». Учитывая, что один полный комплекс «Кольчуги» никак не обеспечит прикрытие всей территории этого государства, можно предположить, что китайские разработчики попытаются овладеть технологиями создания этой техники. А отнюдь не реэкспортом, как считают некоторые наблюдатели. Если это китайцам удастся, они будут создавать (и продавать, куда посчитают нужным) собственные станции, но уже под другим названием. Если нет — будут закупать дальше у Украины. В Украине склонны считать, что все будет развиваться по второму сценарию. Поскольку основную головоломку составляет не техника, а алгоритм ее работы. Сегодня в мире вперед в этом направлении вырвались украинская и чешская школы. Производя системы пассивной разведки уже третьего поколения, украинские и чешские разработчики оставили далеко позади американских. Многие вещи способны сделать в России, но в целом тактико-технические характеристики донецкой «Кольчуги-М» серьезно превышают российские.

Предполагается, что на очереди малый десантный корабль «Зубр». Его китайцы хотят приобрести без вооружений, чтобы получить уникальные технологии создания этого быстроходного военного корабля. Как-то начальник вооружения ВС Украины, генерал-полковник Александр Стеценко отмечал, что «мы уже выполнили для Китая несколько контрактов по военно-морской тематике и поставкам техники ПВО, но обе стороны уверены, что пора переходить от прямых продаж к более активному сотрудничеству в этой военно-технической сфере».

Похоже, именно этот процесс начался во второй половине
2002 г., и Запад сам подстегнул его активизацию.

С уважением, knight777

От knight777
К knight777 (18.11.2002 12:25:03)
Дата 18.11.2002 12:34:07

Афганская ниша (+)

Всем, здравствуйте!

http://www.zerkalo-nedeli.com/
Владимир КИМ

В центральной части Кабула стоит гостиница «Интерконтиненталь». Старое обветшалое здание уже давно требует капитального ремонта. В этом отеле с завидной регулярностью не работает лифт, нет горячей воды и не во всех номерах стоит телевизор. При этом гостиница переполнена иностранцами, которые в последний год заполонили Афганистан.

Сегодня нищий и разрушенный двадцатилетней гражданской войной Афганистан притягивает к себе многих иностранных предпринимателей и инвесторов. С тех самых пор, как под главенством американцев антитеррористическая коалиция нанесла поражение талибам и привела к власти проамерикански настроенного Хамида Карзая, мировое сообщество выделяет этой стране многие миллионы долларов на гуманитарную помощь и экономическое обустройство.

Так, еще в январе в Токио на конференции стран-доноров было принято решение о предоставлении Афганистану в течение пяти лет 4,5 млрд. долларов. Впрочем, как это уже неоднократно случалось в истории, на практике решение оказалось скорее благим намерением: реально выделенные суммы куда меньше, чем объявленные политиками. И если планировалось, что в 2002 году Афганистан получит 1,8 млрд. долларов, то фактически сумма, которую выделило в нынешнем году международное сообщество, составляет всего 600 млн. долларов.

Но как бы ни был скуден этот ручеек, Афганистан сегодня — лакомый кусочек. Разрушенные заводы и фабрики, школы и больницы, электростанции и виадуки — с одной стороны, потенциальные вливания — с другой, делают Афганистан интересным для западных и арабских предпринимателей и инвесторов.

Имеют виды на Афганистан и в Украине. В конце октября с целью прояснить украинские экономические перспективы на этом рынке труда отправилась небольшая делегация украинских дипломатов. Это первая поездка высокопоставленной украинской делегации (в ее состав входил полномочный представитель Украины на Ближнем и Среднем Востоке Виктор Нагайчук и посол Украины в Узбекистане и Афганистане Анатолий Касьяненко) после того, как страну покинул ограниченный контингент советских войск, и первая же серьезная попытка завязать политические и торгово-экономические контакты с Кабулом.

Конечно, попытки возобновить экономические связи между Украиной и Афганистаном, прерванные в начале девяностых, предпринимались и ранее. Инициативы исходили от обеих сторон. Так, в начале 1999 года представители движения «Талибан» попытались заключить с Одесским ремонтным заводом МО контракт на ремонт танков. Но в Украине посчитали нецелесообразным поддерживать отношения со страной-изгоем, особенно в такой специфической сфере, как ВТС, и талибам дали от ворот поворот.

Были и среди украинцев одиночки-авантюристы, которые стремились заработать шальные деньги в находившемся в международной изоляции талибском Афганистане. Например, осенью 2000-го в Афганистане побывали представители малоизвестной компании «Укртрансмагистраль». По возвращении они в своем пресс-релизе сообщили, что «привезли очень много конкретных предложений по сотрудничеству на долговременную перспективу. Они касаются строительства автомобильных дорог, газопроводов, добычи меди, а также строительства аэропорта в Кабуле и т.д.». Насколько известно, этими предложениями дело и ограничилось.

И вот Киев вновь обращает свое внимание на Кабул. Кажется, это уже всерьез, тем более что ситуация в Афганистане и вокруг него существенно изменилась. Но каковы перспективы Украины? Допустят ли ее на афганский рынок? Судя по всему, и да, и нет.

По неофициальной информации, афганцы сами проявили инициативу в установлении политического и экономического диалога с Киевом. И первый звоночек прозвенел еще в мае, когда временный поверенный в делах Афганистана в Украине Мухаеддин Масуд во время встречи с киевским городским головой Александром Омельченко предложил, чтобы украинские строители приняли участие в восстановлении Кабула.

Причина подобного почина очевидна. Афганцев, многие из которых учились в вузах Советского Союза и не понаслышке знают об Украине, прельщают дешевые и относительно качественные украинские товары, которые могут на первое время покрыть потребности страны. Речь идет о поставках не только продуктов и одежды, но и строительных материалов и металлопродукции. К тому же в Афганистане не упускают из виду и такой аспект, как ВТС: в конце концов практически все вооружение афганской армии — советского или российского производства. Так что появление в Киеве афганского посла — опытного дипломата Саида Мохаммеда Хайрхаха — скорее следует трактовать как серьезное желание Кабула развивать с нами отношения.

Но одной готовности афганцев мало. Ведь Украине в борьбе за право работать на афганском рынке придется тягаться с такими странами, как Россия, Иран, Китай и Соединенные Штаты. А это очень тяжело, поскольку именно они имеют в Афганистане сильные позиции: их экономическая, политическая и военная поддержка Северного альянса в его борьбе против талибов сегодня принесла ощутимые дивиденды.

Между тем в украинском МИДе полагают, что шансы поучаствовать в восстановлении афганской экономики есть. «Мы понимаем, что предпочтение будет предоставляться компаниям из стран-доноров. Но афганская сторона четко дала понять, что, учитывая масштаб необходимых работ в государстве, Украина может найти свою нишу. Афганское правительство имеет возможность распоряжаться средствами и расходовать их по своему усмотрению», — так прокомментировал итоги своих переговоров с членами афганского переходного правительства Виктор Нагайчук.

По его словам, наиболее реальные возможности быть задействованной в восстановлении экономики Афганистана Украина имеет в двух сферах. Во-первых, в восстановлении и строительстве транспортной инфраструктуры. К примеру, афганцы предложили украинцам создать совместное предприятие, которое будет заниматься ремонтом и поставками техники по строительству дорог. А, во-вторых, в восстановлении энергетических объектов: гидроэлектростанций, линий электропередач и т.д.

Однако некоторые украинские дипломаты более пессимистически оценивают украинские перспективы на афганском рынке. Они отмечают, что украинцам придется столкнуться с жесткой конкуренцией в лице россиян. Ведь российская промышленность может предоставить такой же спектр товаров, что и украинская, стоимость же услуг российских специалистов не намного больше. А с учетом сильных политических позиций Москвы в Афганистане очевидно, что украинским предприятиям придется довольствоваться весьма малым.

В конце концов даже пакет предложений, привезенный Нагайчуком из Кабула, оценивается всего лишь до 10 млн. долларов. А это никак не может заинтересовать государство. Поэтому и существует мнение, что Украина на государственном уровне с куда большим успехом может развивать экономические отношения с теми странами Ближнего и Среднего Востока, где она имеет куда более сильные политические позиции.

Впрочем, несмотря на такую пессимистическую оценку украинских перспектив в Афганистане, в Киеве не спешат отказываться от участия в восстановлении афганской экономики. Как возможный выход из сложившейся ситуации здесь видят сотрудничество во всевозможных треугольниках. Например, Украина—Россия—Афганистан: не конкурировать с российскими предприятиями, а в кооперации с ними попытаться прорваться на афганский рынок.

С другой стороны, очевидно, что Россия — не тот паровоз, в прицепе с которым украинцы могут войти в экономику этой центральноазиатской страны. В Киеве полагают, что куда большие перспективы имеет сотрудничество Украины с такими странами, как Туркменистан и Иран. И что немаловажно, Ашхабад и Тегеран сами публично изъявляли готовность сотрудничать с Киевом в восстановлении Афганистана. Например, Сапармурад Ниязов предложил Украине принять участие в строительстве трансафганского газопровода Туркменистан—Афганистан—Пакистан.

Но как бы ни развивалась ситуация с проникновением Украины на афганский рынок, существует один момент, мимо которого невозможно пройти. Это безопасность украинских граждан. Сегодня в Афганистане относительная стабильность. Но Афганистан — в процессе становления государства. И если в Кабуле спокойно, то в афганских провинциях дела обстоят не лучшим образом: на дорогах бандитизм, а полевые командиры до сих чувствуют себя царьками в подконтрольных им районах.

Неподконтрольность провинций центру, отсутствие безопасности — сегодня это серьезное препятствие для восстановления экономики Афганистана. И насколько можно судить, этот фактор таки стараются учитывать в Киеве, когда решают вопрос о возможном участии украинцев в восстановлении разрушенных афганских предприятий. Впрочем, в нынешней украинской ситуации, когда многие заняты поисками средств к существованию, всегда найдутся граждане, которые предпочтут личной безопасности возможность заработать копейку на пропитание своей семьи.

С уважением, knight777

От knight777
К knight777 (18.11.2002 12:34:07)
Дата 18.11.2002 12:35:59

Подвиг и трагедия командующего фронтом (о Кирпоносе) (+)

Всем, здравствуйте!

http://www.zerkalo-nedeli.com/
Африкан СТЕНИН

В этом году мы отмечаем 61-ю годовщину героико-трагической обороны Киева. В боях за столицу Украины было разгромлено десять вражеских дивизий, уничтожено более ста тысяч солдат и офицеров противника. Но войска Юго-Западного фронта тоже понесли немалые потери. Поэтому Киевская стратегическая оборонительная операция оценивается неоднозначно: одни считают ее нашей победой, другие — поражением. Где же истина?

Операция по защите Киева — одна из самых длительных в Великой отечественной войне. Исход боев на этом стратегическом направлении имел существенное влияние на дальнейший ход войны. По плану «Барбаросса» военная кампания вермахта на востоке должна была завершиться в конце июля — начале августа 1941 года. Фактически же в эти дни фельдмаршал Рейхенау только развернул генеральный штурм Киева. И в том, что план овладения Киева с ходу был сорван, — заслуга войск ЮЗФ во главе с 49-летним Михаилом Кирпоносом.

М.Кирпонос вступил в командование Киевским особым военным округом (с начала войны переименованным в ЮЗФ) в феврале сорок первого. Как военачальника его высоко ценили в наркомате обороны. «С Михаилом Петровичем Кирпоносом мне не довелось работать вместе, но по отзывам сослуживцев это был опытный общевойсковой командир», — отмечал Г.Жуков. Свою доблесть Кирпонос проявил еще в гражданскую войну, когда командовал вторым Богунским полком, который успешно сражался против белогвардейцев за Житомир, Бердичев, освобождал Киев. Реввоенсовет республики наградил его личным оружием — маузером с заводским номером 53505. А за успешное форсирование его 70-й стрелковой дивизией Выборгского пролива в ночное время по льду и захват прибрежных укреплений, что нарушило важные для противника коммуникации и ускорило окончание Финской кампании, М.Кирпонос был удостоен звания Героя Советского Союза. (История военного искусства до этого знала только два таких случая. Первый — когда войска Петра Первого преодолели маршем по льду Выборгский пролив и штурмом взяли одноименный город, второй — когда войска Багратиона перешли по льду залив с моря и овладели Алландскими островами.)

С июня 1940 года до перехода в Киев Кирпонос командовал войсками Ленинградского военного округа. Приняв Киевский особый военный округ, Михаил Петрович, по оценкам начштаба М.Пуркаева и члена военного совета М.Бурмистенко, был неутомим, деятелен, вникал во все детали управления войсками, чувствуя, что война надвигается. Он не засиживался в штабе, постоянно бывал в войсках, на заводах, где готовилось вооружение и снаряжение на случай войны.

С начала войны М.Кирпоносу приходилось действовать в необычайно сложных условиях. Директива из Москвы о приведении войск в полную боевую готовность поступила в округ, когда уже полыхала война. Но соединения не были выведены в районы сосредоточения по западной границе, происходило переформирование некоторых из них, оснащение новым оружием, особенно танками Т-34 и современными самолетами.

Войска фронта во главе с Кирпоносом, несмотря на серьезные неудачи и вынужденное отступление, измотали и обескровили противника, подорвали его наступательные возможности. В те дни их стойкость и мужество фактически предрешили исход битвы под Москвой. Г.Жуков как представитель ставки высоко оценивал полководческое искусство Кирпоноса в отражении фашистской агрессии, особенно эффективное использование механизированных корпусов против прорвавшегося противника и организацию контрудара.

Жаль только, что эта операция до сего времени не получала должного объективного отражения в историографии, а о Кирпоносе написано скупо, причем некоторые недоброжелатели пытаются очернить имя этого человека, принизить его командирские качества, необоснованно обвиняя Михаила Петровича в сдаче Киева.

По отзывам своих соратников, М.Кирпонос делал все возможное, чтобы отстоять Киев, был предельно требователен к себе и подчиненным, и не вина его, а беда, что после 71-дневной обороны город пришлось оставить. Нелишне напомнить, за какое короткое время сдались на милость победителей Франция, Польша и другие европейские страны. А Киев сражался два с половиной месяца.

Некоторые историки пишут о том, что по вине М.Кирпоноса войска ЮЗФ своевременно не были выведены на тыловые оборонительные рубежи, но в этом вина только Сталина. Кирпонос настаивал на выведении войск, его поддерживал и Г.Жуков, но упрямство Сталина преодолеть не удалось, и лишь 18 сентября ставка разрешила оставить Укрепрайон. Однако было уже поздно, что повлекло большие потери.

Гитлеровское командование, чтобы поразить общественное мнение, оповестило, что войска вермахта захватили в районе Киева 665 тыс. пленных, хотя, по официальным данным и мемуарам советских начальников, в частности К.Москаленко, они не превышали одной трети состава войск перед началом стратегической оборонительной операции. Колоссальными были и потери гитлеровцев. Немецкий генерал Батлер пишет: «В результате упорного сопротивления русских уже в первые дни боев немецкие войска понесли такие потери в людях и технике, которые были значительно выше потерь, известных им по опыту ведения кампаний в Польше и на Западе».

«Ночь на 18 сентября была, пожалуй, самой тяжелой в жизни Кирпоноса, — отмечал начальник оперативного отдела штаба фронта И.Баграмян. — Он понимал безысходность сложившегося положения и думал лишь о том, как уберечь войска, оказавшиеся в окружении. Его, волевого, решительного военачальника, беспокоило, дошел ли до командармов, комкоров его приказ об отводе войск. Но и в эти тяжелые минуты он был деятелен, сосредоточен».

20 сентября в неравном бою в урочище Шумейково, что на Полтавщине, М.Кирпонос был убит с оружием в руках. Вместе с ним погибли член военного совета фронта М.Бурмистенко, начштаба В.Тупиков, сменивший на этом посту Пуркаева, многие офицеры штаба фронта и 5-й армии. Свидетелями гибели командующего были его адъютант майор Гненный и порученец члена военного совета майор Жадовский. Они сняли с Кирпоноса Золотую Звезду Героя, забрали документы и неотправленные письма, углубили окопчик у бруствера, где он заряжал свой пистолет для атаки, и захоронили тело.

Долгие годы ходила фальшивая версия о том, что генерал-полковник Кирпонос застрелился, вследствие чего руководство войсками расстроилось, и это привело к их гибели. О высоком благородстве этого человека, верности присяге говорит такой факт, что Михаил Петрович дважды отказывался от предоставленных ему самолетов, чтобы вылететь из опасной зоны и предлагал их раненым, заявляя, что останется в строю и разделит судьбу своих солдат. Между тем некоторые «новые историки» почему-то умалчивают этот факт.

Ныне прах М.Кирпоноса покоится в Киеве, в парке Вечной Славы. Ежегодно в день гибели командира сюда приходят тысячи людей, чтобы почтить его память.

С уважением, knight777