Для диакона — это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.
Для иерея (священника) — это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного — Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.
Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.
В настоящее время посвящаемые в диаконы получают благодать сослужить (помогать) при совершении таинств, но сами их не совершают Священники получают благодать совершать таинства (т.е. без них совершение таинств Церковью невозможно), а епископы помимо этого могут посвящать других для совершения таинств — полномочны совершать таинство священства.
При обращении к духовным лицам в России употреблялись следующие титулы: "ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО" — к митрополитам и архиепископам; "ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО" — к епископам; "ВАШЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ" — к архимандритам и игуменам монастырей, протоиереям и иереям; "ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ" — к протодиаконам и диаконам.
Собственно по чинам их такая вот справочка от Шепелева
Приветствую
К гражданским чиновникам в некотором отношении примыкало духовенство, которое также фактически находилось на государственной службе, нередко осуществляя ее бок о бок с гражданскими и другими государственными служащими. Оно имело свою систему рангов (санов) и титулов, как частных, так и
общих.
Духовенство делилось на черное (монашествующее, давшее обет безбрачия) и белое. И то, и другое духовенство имело по пять санов. Черное духовенство:
митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит и игумен. Первые три сана — высшие в церковной иерархии — обозначали разные ранги епископского звания.
Они могли заменяться также частными титулами архиерей и владыка. Все названные саны иногда давались просто за личные заслуги (и тогда они были званиями), но чаще они были связаны с занятием определенных должностей. Так, митрополиты обычно возглавляли три главные епархии (церковные округа):
петербургскую, московскую и киевскую; архиепископы — некоторые другие крупные или важные епархии; епископы — прочие епархии. Архимандриты чаще всего были настоятелями крупных монастырей и ректорами духовных учебных заведений. Игумены возглавляли прочие монастыри. Эти звания могли принадлежать и настоятельницам женских монастырей (игуменьям). Митрополит и архиепископ пользовались общим титулом ваше высокопреосвященство, а епископ - - ваше преосвященство. Всем им принадлежал также общий титул — владыко. Архимандрит и игумен титуловались ваше высокопреподобие. Белое духовенство имело следующие саны: протопресвитер, протоиерей, священник (иерей), протодиакон и диакон. Протопресвитеров в конце XIX в. было четыре: это звание давалось главе военного и морского духовенства, главе придворного духовенства (он же возглавлял собор Зимнего дворца и Благовещенский собор в Московском Кремле и был обычно духовником императорской семьи), а также старшим священнослужителям Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Сан протоиерея давался настоятелям церквей, а сан протодиакона — диаконам кафедральных соборов и церквей придворного ведомства, но эти же саны могли даваться и просто за заслуги рядовым священникам и диаконам. Протопресвитер и протоиерей пользовались общим титулом ваше высокопреподобие, реже применялся титул ваше высокоблагословение;иерей и протодиакон — ваше преподобие, реже — ваше
благословение или ваше священство; диакон титуловался ваше преподобие.
Духовенство (вместе с семьями) составляло особое привилегированное сословие со своей системой прав и обязанностей. (то есть даже в армии были обязаны ими руководствоваться)
Счастливо, Олег