От Кирасир
К Паршев
Дата 21.11.2002 01:31:33
Рубрики Прочее; ВВС; 1917-1939;

Собственно, ковер-самолет известен как атрибут русских сказок

Приветствую всех!
с черт-те каких времен.
>при первых Романовых. ПРавда, не те самолеты имелись ввиду - паром-самолет (от берега к берегу переправлялся напором воды - на ОНеге у Конева такой есть сейчас), был челнок-самолет в ткацком станке. Вообще нечто быстро бегающее туда-сюда.
>>Но подозреваю, что самолет заменил аэроплан чуть ли не восле ВОСР.
Позже, много позже. Берем литературу 20х годов - сплошные аэропланы... Но тем не менее дорволюционный авиационный журнал назывался "СамолетЪ". Кстати, там году в 1908-1909 была страшенная дискуссия с борьбой за чистоту русского языка, с очень забавными предложениями - летательный аппарат называть "летуньей", пилота - "летуном", шасси - "тележкой" и т.п.
WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

От NetReader
К Кирасир (21.11.2002 01:31:33)
Дата 21.11.2002 01:49:08

Re: Собственно, ковер-самолет...

>Позже, много позже. Берем литературу 20х годов - сплошные аэропланы...

А в 30х - сплошные самолеты. Хотя, вот зацепка
http://www.militarism.ru/prop/kom.htm
"Комсомолец на самолет! (Лозунг IX съезда ВЛКСМ 1931г.)"
Похоже, "аэропланы" исчезли сразу после Великого Перелома...


От Паршев
К Кирасир (21.11.2002 01:31:33)
Дата 21.11.2002 01:43:59

ПОдозоеваю, что в собственно русских сказках ковра-самолета не было, это

заимствования скорее всего века 18-19-го. Но все равно доавиационной эры, Вы правы.
А про борьбу с иностранщиной все врено. В некоторых славянских языках летуны и летаки привились (в чешском, например). Подозреваю, что и в русском "летун" первоначально звучало иронически, с отсылом как раз к авиатору. Кстати, летчик от летуна не сильно отличается, только суффиксом чисто русским.

От Кирасир
К Паршев (21.11.2002 01:43:59)
Дата 21.11.2002 02:35:43

В общем, язык - организм живой... Вот Блока вспомнил (+)

Авиатор

Летун отпущен на свободу.
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское в воду,
Скользнул в воздушные струи.

Его винты поют, как струны...
Смотри: недрогнувший пилот
К слепому солнцу над трибуной
Стремит свой винтовой полет...

Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь...
Там, еле слышный и незримый,
Пропеллер продолжает петь...

Потом - напрасно ищет око:
На небе не найдешь следа:
В бинокле, вскинутом высоко,
Лишь воздух - ясный, как вода...

А здесь, в колеблющемся зное,
В курящейся над лугом мгле,
Ангары, люди, всё земное -
Как бы придавлено к земле...

Но снова в золотом тумане
Как будто - неземной аккорд...
Он близок, миг рукоплесканий
И жалкий мировой рекорд!

Всё ниже спуск винтообразный,
Всё круче лопастей извив,
И вдруг... нелепый, безобразный
В однообразьи перерыв...

И зверь с умолкшими винтами
Повис пугающим углом...
Ищи отцветшими глазами
Опоры в воздухе... пустом!

Уж поздно: на траве равнины
Крыла измятая дуга...
В сплетеньи проволок машины
Рука - мертвее рычага...

Зачем ты в небе был, отважный,
В свой первый и последний раз?
Чтоб львице светской и продажной
Поднять к тебе фиалки глаз?

Или восторг самозабвенья
Губительный изведал ты,
Безумно возалкал паденья
И сам остановил винты?

Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?

1910 - январь 1912

И это написано за 25 лет до Герники, Ковентри, Киева, Сталинграда, Дрездена..