От Офф-Топик
К All
Дата 21.11.2002 03:17:57
Рубрики Прочее; Современность; Спецслужбы;

Секретная связь органов МВД

Рубцов О.Ю.

заместитель начальника отдела

(УСиА СТ МВД России)



Перспективы развития ведомственной цифровой системы связи

Система связи МВД России, которая в соответствии с классической схемой, подразделяется на рода и виды связи, в настоящее время испытывает трудности по всем направлениям.

Укомплектованность подразделений средствами связи составляет 25-40% от потребного количества (с учетом списания технических средств). Ежегодное восполнение ресурса от норм табельной положенности не превышает 12%.

Преобразование операторов федеральной сети связи в акционерные общества и появление новых услуг связи, таких как сотовая радиотелефонная связь, пейджинговая связь, “Интернет”, IP-телефония и т.д. привело к многократному увеличению затрат на связь в общем объеме финансирования Министерства.

Фактические расходы МВД, ГУВД, УВД, РУБОПов, УВДТ на оплату услуг связи только по федеральному бюджету в 2000 году составили 700 млн. 050 тыс. рублей, при этом задолженности за услуги связи в период последних лет составляли: в 1998 - 263 млн. рублей., за 1999 год – 514 млн. 332 тыс. рублей, на 1.01.2000 г. – 821 млн. 215 тыс. рублей, что показывает явную тенденцию роста потребления ОВД услуг связи, а также недостаточность финансирования. На 1.01.2001г. задолженность составила - 424 млн. 236 тыс. рублей (министерству удалось погасить часть задолженности путем проведения взаимозачета между Минфином России и “Связьинвестом”, а также проведения ряда организационных мероприятий по сокращению расходов).

Рассмотрим ситуацию более подробно.

В области первичной сети связи:

Исторически сложилось, что МВД России, как орган исполнительной государственной власти (спецпотребитель), в основном, использует ресурсы государственных сетей. Не имея собственной сети проводной связи на магистральных направлениях, МВД России полностью зависит от показателей развития операторов проводных сетей общего пользования. Основу проводной связи МВД России составляют арендованные аналоговые каналы. В настоящее время МВД России арендует 505 каналов связи (КС) у АО “Ростелеком” и его структурных подразделений по всей территории Российской Федерации (282 КС ВВ и 223 КС ОВД). Из них 59 на магистральных направлениях связи.

В области телефонной связи:

Основу телефонной связи МВД России составляют учрежденческие автоматические телефонные станции, связанные соединительными линиями с городскими АТС. В настоящее время в ОВД находятся в эксплуатации более 2000 УАТС с количеством абонентов более 800 тысяч. Для осуществления управления региональными органами внутренних дел сотрудники МВД России пользуются, в основном, услугами междугородной связи.

Вместе с тем, парк УАТС и станций оперативной связи дежурных частей, эксплуатируемых в органах внутренних дел, морально устарел и не ориентирован на современные цифровые технологии. Семьдесят процентов АТС выработали свой ресурс. Отсутствует возможность организации ведомственной автоматической междугородной связи на базе арендуемых каналов.

Учитывая сложившуюся ситуацию, МВД России предпринимает усилия по обеспечению органов внутренних дел современными цифровыми АТС. Так, в 1999 году закуплены учрежденческо - производственные АТС для Управлений внутренних дел Архангельской, Брянской, Пензенской, Кировской, Курской областей и УВД Алтайского края. В 2000 году осуществлена поставка современных АТС в МВД Республик Дагестан, ГУВД Краснодарского и Красноярского краев, а также в УВД Вологодской, Ивановской, Саратовской, Ярославской областей. Фактически полностью модернизирована сеть оперативной связи ГУВД Московской области путем замены устаревших 18-ти СОС ДЧ на цифровые СОДС.

Телеграфная и телексная связь является видом документальной связи и строится с использованием сети “Исток” и сети абонентского телеграфа “АТ-150”. В большинстве регионов отсутствует собственная телеграфная связь, а используемая сеть абонентского телеграфа не обеспечивает необходимой пропускной способности по передаче информации и требует значительных финансовых затрат. Основным критерием, определяющим роль и место данного вида связи в системе МВД России является ее относительная разветвленность. Перспективным направлением здесь видится использование ведомственной сети передачи данных для передачи телеграфных сообщений, что уже сейчас реализовано в МВД Республики Татарстан, ГУВД Санкт-Петербурга и ЛО, Самарской и др. областях.

Магистральная сеть передачи данных в настоящий момент является наиболее современным средством, используемым для обмена документальной информацией. Создана она с использованием ресурсов известного оператора связи “Глобал Один”, однако стоимость ее содержания (40 тыс. долларов в месяц) заставляет задуматься над поиском иных решений в области этого вида связи.

Таким образом, можно констатировать, что аналоговые системы передачи и коммутации выработали свой ресурс, их техническая база в значительной степени устарела, дальнейшая эксплуатация этих систем приводит к значительным дополнительным затратам.

Вместе с тем, уже сейчас есть положительные примеры внедрения цифровых технологий в региональных ОВД. Так, в УВД Алтайского края, Калининградской, Вологодской и ряда других областях за счет местного бюджета были развернуты цифровые АТС, что позволило создать телефонную сеть с единой нумерацией вплоть до районных отделов внутренних дел. В УВД Курганской области развернута сеть собственной радиорелейной связи на базе РРС “АЗИД-5”, которая включает в себя десять горрайорганов области, где экономия от использования собственной радиорелейной сети в прошлом году составила порядка 2 млн. рублей. В УВД Новосибирской области за счет средств местного бюджета приобретена аппаратура ТДНИ-ТДНВ, с использованием которой организована трансляция телефонных номеров АТС УВД по арендованным каналам во все сельские РУ-РОВД области. Это позволило полностью отказаться от услуг внутриобластной междугородней связи.

Существенную экономию средств, по мнению специалистов Технического управления, позволит обеспечить ввод в эксплуатацию цифровых каналов связи. В организации магистральных цифровых каналов заинтересованы МВД Адыгея, УВД Краснодарского края, Ленинградской, Ярославской, Тульской, Калужской и других областей.

Для справки: стоимость аренды цифрового канала пропускной способностью 64 Кбит/сек на расстояние до 1000 км составляет 11 тысяч рублей в месяц, т.е. соизмеримо с арендой канала ТЧ, а аренда цифрового канала пропускной способностью 2,048 Мбит/с, (110 тысяч рублей в месяц) позволяет организовать тридцать телефонных каналов, соответственно дешевле аренды тридцати каналов ТЧ в три раза, не говоря о возможности применения функции интеграции услуг, таких как ISDN.

Несомненный интерес представляет опыт ряда областей по использованию беспроводного доступа к узлам связи ТфОП (так называемая последняя миля), а также построение ведомственных сетей связи на базе цифровых радиомодемов и удлинителей телефонных каналов. В настоящее время проводится опытные испытания подобных систем на территории Чеченской Республики, где практически отсутствует инфраструктура отрасли связи.

Решением Государственной комиссии по электросвязи при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации № 30 от 29 апреля 1998 года МВД России рекомендовано принять необходимые меры по ускорению перехода на цифровые системы передачи, в первую очередь на линиях привязки узлов связи. Кроме того, Минсвязи России начата работа по построению сети ВСС России для обеспечения цифровыми каналами и трактами связи узлов спецпотребителей.

В соответствии с тенденциями и прогнозом развития потребностей органов внутренних дел и внутренних войск в видах и услугах связи основными задачами совершенствования и развития систем связи МВД России являются:

внедрение в системы электросвязи ОВД и ВВ цифровых систем коммутации с использованием аналогово-цифрового преобразования; Поэтапная замена выработавших ресурс аналоговых АТС на многофункциональные цифровые АТС отечественного и импортного производства;

объединение существующих сетей связи, а также сетей передачи данных в интегрированную телекоммуникационную сеть на основе цифровых технологий передачи различных видов информации в едином потоке;

оптимизация, с учетом большого территориального размаха, топологии сети с развертыванием межрегиональных опорных коммутационных узлов;

обеспечение сопряжения с цифровыми каналами и трактами взаимоувязанной сети связи страны, внедрение волоконно-оптических линий связи привязки узлов связи МВД России к узлам доступа операторов связи;

строительство цифровых линий привязки от региональных узлов связи (узлов связи МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) до узлов связи междугородных телефонных станций и альтернативных операторов, предоставляющих услуги связи, например таких как ТрансТелеком, Роснет и другие;

увеличение пропускной способности каналов связи и расширение эксплуатационных возможностей комплекса цифровых систем передачи;

использование современных сетевых технологий;

обеспечение взаимодействия абонентов различных видов связи через унифицированные протоколы обмена первичной сети;

обеспечение взаимодействия абонентов путем непосредственного объединения вторичных сетей в единую сеть с использованием специализированных или серийных аппаратно-программных средств;

унификация аппаратно-программных и технологических решений;

создание ведомственной автоматической территориально-распределенной телефонной цифровой защищённой сети связи с единой нумерацией;

реализация выше изложенных задач позволит в ближайшем будущем значительно снизить затраты МВД России и создать надежную и высокоэффективную систему связи способную обеспечить решение всего комплекса задач по эффективному управлению органами внутренних дел и внутренними войскам России.

Вот вкратце, основные проблемы, которые необходимо решить при развитии существующей ведомственной системы связи с переходом к цифровой телекоммуникационной сети.

От Офф-Топик
К Офф-Топик (21.11.2002 03:17:57)
Дата 21.11.2002 04:56:47

И у судов тоже есть секретная связь

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ
В ЗАЛЕ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ



В соответствии со статьей 376 п.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осужденный, содержащийся под стражей и заявивший о своем желании присутствовать при рассмотрении жалобы или представления на приговор, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо изложить свою позицию путем использования систем видеоконференцсвязи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом.

В связи с этим в настоящее время суды должны обеспечивать участие в кассационных заседаниях всех осужденных, заявивших об этом ходатайство.

При рассмотрении в судах кассационных жалоб с участием осужденных возникает целый ряд проблем, связанных с организацией их конвоирования из следственных изоляторов, охраной в суде и оплатой расходов по доставке осужденных к месту рассмотрения дела.

Сроки рассмотрения кассационных дел с участием осужденных неоправданно затягиваются, что приводит к нарушению требований закона и конституционных прав граждан.

Данная проблема успешно решается с помощью технических средств, позволяющих обеспечить проведение судебного процесса в режиме видеоконференцсвязи с использованием компьютеров и средств телекоммуникации, что соответствует сложившейся международной практике в этой области и не противоречит законодательству Российской Федерации.

С начала 2000 года Верховный Суд РФ приступил к построению системы видеоконференцсвязи для дистанционного участия осужденных в кассационных судебных заседаниях. Первое слушание дел в Верховном Суде в режиме удаленного присутствия осужденных было проведено 19 апреля 2000 года (Верховный Суд – СИЗО N3). В основу проекта был положен опыт эксплуатации пилотной линии видеоконференцсвязи между Челябинским Областным Судом и СИЗО-1 г. Челябинск, которая находится в эксплуатации с середины 1999 года.

Работы проводится в сотрудничестве специалистов отдела правовой информатизации Верховного Суда РФ, Московской Телекоммуникационной Корпорации (КОМКОР) (сетевое оборудование и каналы связи) и компании “Стэл-Компьютерные Системы” (технологии и оборудование систем видеоконференцсвязи) с привлечением общероссийских и региональных компаний-операторов связи.

В настоящее время в сеть видеоконференцсвязи объединены три зала Верховного Суда России, Хабаровский краевой суд, Московский городской суд, Челябинский и Тюменский областной суд, шесть следственных изоляторов (СИЗО) (NN 1,2,3,5,6,9) г. Москвы, СИЗО N1 г.Челябинска.

Схема организации видеоконференцсвязи приведена на Рис.1.



Рис. 1

В качестве оконечных терминалов видеоконференцсвязи используются:групповая система Stel GV 6000 model 3 (в Залах Судов), персональная система Stel PV384 (в СИЗО). В качестве устройства многоточечной видеоконференции используется MCU RadVision 323.

Основные характеристики систем приведены в таблице 1.


Протоколы конференцсвязи
Основные характеристики

Групповая система

Stel GV 6000 model 3


H.320/H.323

ISDN:

56-384кбит/с;

LAN (IP-сети):

64-1536 кбит/с
Компрессия видео: Н.261,H.263

Разрешение: CIF (352 x 288) до 30 кадров/сек

Аудиоконференции

Компрессия аудио: G.711, G722, G.728

Процедура AEC широко- и узкополосного эхоподавления;

Видеомонитор:

TV (лок./удал. Видео),

SVGA (работа с данными)

Специальные возможности:

VPP алгоритм улучшения качества изображения; функция PIP; захват кадра с повышенным качеством видео (4CIF); функция управления локальной/удаленной PTZ видеокамерами

Управление системой с пульта ДУ.

Терминал Stel PV384


H.320/H.323

ISDN:

56-384кбит/с;

LAN (IP-сети):

64-1536 кбит/с
Компрессия видео: Н.261,H.263

Разрешение: CIF (352 x 288) до 30 кадров/сек

Компрессия аудио: G.711, G722, G.728

Процедура AEC широко- и узкополосного эхоподавления;

Видеомонитор:

SVGA

Специальные возможности:

VPP алгоритм улучшения качества изображения; функция PIP; захват кадра с повышенным качеством видео (4CIF); функция управления локальной/удаленной PTZ видеокамерами

Управление системой с базового PC.

MCU RadVision 323


H.323

LAN (IP-сети):

128-1536 кбит/с
Компрессия видео: Н.261,H.263

Разрешение: CIF (352 x 288) до 30 кадров/сек

Компрессия аудио: G.711, G723

Многоточечная связь:
до 15 пользователей в одной конференции и/или до трех многоточечных конференций одновременно.

Поддержка режимов VoiceActivated, Continious Present


Таблица 1

Сеансы связи проводятся на скорости 512-768 кбит/сек, что обеспечивает очень хорошую динамику и качество видео и аудио.



В качестве периферийного оборудования используются достаточно экономичные, но высококачественные решения: телевизоры Sony с диагональю 29 дюймов, стационарная микрофонная система, установленная на столах участников процесса, управляемые видеокамеры.

С учетом специфики проведения судебных заседаний, терминал видеоконференцсвязи в СИЗО укомплектован управляемой видеокамерой и высококачественным широконаправленным микрофоном, чтобы обеспечить эффект максимального присутствия заключенного в судебном заседании и комфортность работы для судейской бригады.

Осужденный имеет возможность передать информацию на бумаге в зал суда. Для этого в СИЗО установлен сканер, а в зале суда – лазерный принтер.

Эксплуатация системы в штатном режиме показала высокое качество и надежность созданной линии видеоконференцсвязи.

За первое полугодие 2002 года с использованием видеоконференцсвязи рассмотрено 1260 кассационных дел на 1994 осужденных. При этом с доставкой в здание суда рассмотрено 177 дел на 180 лиц.

В настоящее время проводятся работы по расширению сети видеоконференцсвязи в системе Верховного Суда РФ. Судебные процессы с использованием технологии видеоконференцсвязи непосредственно с следственными изоляторами в регионах позволят добиться значительного сокращения сроков рассмотрения кассационных судебных дел, экономии государственных средств по доставке и содержанию осужденных, а также исключает инциденты при транспортировке конвойными службами осужденных.

От Офф-Топик
К Офф-Топик (21.11.2002 03:17:57)
Дата 21.11.2002 03:21:17

Секретная связь органов МВД-3

Блынский А.Д.

начальник Управления

связи и автоматизации

Службы тыла МВД России



Основные направления совершенствования системы

связи и автоматизации МВД России

В настоящее время в МВД России ведутся активные работы по дальнейшему развитию интегрированной телекоммуникационной системы на основе внедрения современного оборудования цифровой передачи, коммутации и обработки сигналов новых технологий. При этом основным направлением совершенствования существующей ведомственной системы является поэтапное сближение, интеграция различных видов связи (телефонии, телеграфии, факсимильной связи, передачи данных) с использованием единых каналов в магистральной и региональных сетях, основанных на современных технологиях.

Нормативно-правовой основой указанных работ является утвержденная в 1999 г. “Концепция развития системы связи МВД России”.

Какие позитивные моменты мне хочется видеть при реализации программы создания интегрированной цифровой телекоммуникационной системы связи МВД России - это объективное повышение качества, надежности, устойчивости, оперативности и защищенности связи, обеспечение возможности оптимизации структуры и состава эксплуатационных подразделений при интегральном обслуживании техники, а также общее снижение бюджетных затрат, в том числе на услуги сторонних операторов.

Какой видится этапность реализации программы создания интегрированной цифровой телекоммуникационной системы связи МВД России:

В течение 2002-2003 г.г. - предполагается осуществить увязку в единую цифровую сеть объектов Центрального аппарата Министерства во взаимодействии с телекоммуникационными системами ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области, а также обеспечить развертывание магистральной сети в направлении узлов в федеральных округах Российской Федерации.

На период до 2005 г. - завершить в целом создание магистральной сети интегрированной телекоммуникационной цифровой системы связи МВД России с включением всех федеральных округов и обеспечением полной цифровизации ведомственной связи в звене МВД-ГУВД-УВД субъектов Российской Федерации.

Наряду с указанными мероприятиями будет также осуществлено дальнейшее развитие региональных сетей МВД, ГУВД, УВД, с их подключением к перспективной цифровой системе.

Естественно, что указанные временные рамки мероприятий будут уточняться и корректироваться в зависимости от объемов выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований.

Развитие системы связи и автоматизации МВД России в современных условиях ставит ряд задач, которые должны быть решены в первоочередном порядке. К важнейшим из них можно отнести следующие:

1. Порядок создания отдельных подсистем и объектовых, комплексов связи и автоматизации.

В настоящее время еще имеется негативная практика закупки нового оборудования по временным схемам с последующей адаптацией подсистем “по месту”. Результат такого подхода очевиден - аппаратурная избыточность, дополнительные затраты на стыковку оборудования, усложнение управляемости средств связи из-за их разнотипности.

Вывод - в Министерстве должна быть неизменной практика внедрения новой техники по схеме: проект - закупка - монтаж/наладка - сдача в эксплуатацию. Причем проектирование взаимоувязанных систем, подсистем и комплексов связи должно осуществляться под единым руководством координатора ведомственной программы.

2. Сертификация планируемой к использованию техники связи.

Практически все известные средства связи на телекоммуникационном рынке имеют необходимые стандарты органов Минсвязи. Однако не все из них отвечают специфическим требованиям по использованию в системах управления МВД России. Например, по характеристикам оборудования для дежурных частей, ведомственных учрежденческих АТС, защиты информации в сетях передачи данных и вычислительной технике, использования в особых условиях на территории Северо-Кавказского региона.

Вывод - вновь поступающая на вооружение в ОВД и ВВ техника связи должна в обязательном порядке проходить ведомственную сертификацию. Причем это касается как объектов центрального управления, так и региональных звеньев.

3. Эксплуатационная поддержка новых подсистем и комплексов связи.

Переход к построению высокоинтеллектуальных сетей обязывает пересмотреть и оптимизировать существующую структуру управления ведомственной системой связи и ее эксплуатации. Изменение структуры системы на радиально-узловую схему с организацией опорных узлов в центрах федеральных округов Российской Федерации вызывает необходимость умощнения и обеспечения единства как всей вертикали служб и подразделений связи ведомства, так и усиления функций управления со стороны ОВД окружных центров.

Вывод - необходимо совершенствовать нормативную базу, отвечающую современным условиям управления в системе МВД России.

4. Повышение оперативности управления, связи взаимодействия ОВД и ВВ в условиях, усиления борьбы с преступностью и противодействие террористической деятельности.

Наряду с развитием базовых цифровых технологий передачи информации в ведомственной системе необходимо обеспечить принятие на вооружение новых высокоинтеллектуальных средств связи, позволяющих повысить оперативность управления силами и средствами ОВД и ВВ, в т.ч. в зонах чрезвычайных происшествий, а также при проведении специальных операций. В качестве таких средств могут выступать мобильные ретрансляционные комплексы дальнего действия на различной транспортной платформе, носимые быстро разворачиваемые комплексы защищенной локальной радиосвязи и связи взаимодействия. Однако, в настоящее время стоимость подобных средств достаточно высока, что бы обеспечить их закупку в достаточном количестве для нужд территориальных МВД, ГУВД, УВД.

Вывод - организовать размещение указанной техники в опорных: узлах, например, ОВД центров федеральных округов, рассматривая их как своеобразный “обменный технический фонд” для применения комплексов в регионах при усложнении оперативной обстановки.

От Офф-Топик
К Офф-Топик (21.11.2002 03:17:57)
Дата 21.11.2002 03:20:20

Секретная связь органов МВД-2

Алешин В.В.

заместитель начальника отдела

(ИВЦ при ГКВВ МВД России)



Перспективы использования средств связи

в деятельности правоохранительных органов



В целях оперативного решения задач по управлению частями и подразделениями войск Московского гарнизона в 1993 году ГКВВ было принято решение о создании системы (комплекса) оперативной радиосвязи. Комплекс развернут в ГЦРТ “Останкино” на отметке 348 м и включает в себя 2-х канальный ретранслятор конвенциональной связи двухчастотного симплекса, 4-х канальную систему транкинговой радиосвязи протокола МТР-1327. Общее количество абонентов комплекса 900. Радиус зоны покрытия связи до 90 км. Комплекс используется при несении службы по охране общественного порядка и безопасности, на государственных и спортивных мероприятиях, а также по управлению частями и подразделениями войск гарнизона в повседневной деятельности. Абонентские радиостанции применяются только фирмы производителя Моторола (GP-1200, 1280, 680). После августовского пожара часть оборудования вышла из строя (комбайнер). Система связи на сегодняшний день восстановлена. Дополнительно в систему включены 2 канала конвенциональной связи ГУВД Московской области.

Выбор войсками протокола МТР-1327 обусловлен открытостью протокола. Он рекомендован Ростелекомом в “Концепции развития в России до 2010 года сетей сухопутной подвижной радиосвязи общего пользования” утвержденной ГКЭС России № 71 от 23 февраля 1994 года в качестве стандарта для транковых систем связи.

Для взаимодействия с ГУВД г. Москвы и ГУВД Московской области используется система транкинговой радиосвязи “Смартзон”, развернутая МВД России. В данной системе войскам выделено 170 радиостанций.

Для оповещения сотрудников Центрального аппарата МВД России, ГКВВ развернута 5-ти сайтовая система пейджинговой связи в диапазоне 450МГц. Предполагается ее дальнейшее наращивание по всей территории России.

Решен вопрос о замене морально устаревших и неэффективных маскираторов 04ХК (используемых сейчас в группировке войск) на маскираторы высокого уровня “Медиан”. В СКР развернута сеть из 800 радиостанций “Эрика” с МВУ, в которой имеется возможность смены ключей, блокирование и прослушивание радиостанций по радиоканалу.

В настоящее время проходят испытания нескольких типов маскираторов высокого уровня для принятия их на вооружение ВВ и ОВД.

Началось оснащение УрОВВ, 100 дон, 54 дон, 99 дон системами оперативной связи в ППД, в течение 2001 года указанными системами будут оснащены все округа и военные учебные заведения.

В области развития автоматизированной цифровой коротковолновой радиосвязи упор будет делаться на комплекс “Кодан”, КЮ-Мак” с режимом ППРЧ для тактического звена управления и комплекс “Роде и Шварц” для специальных задач. ФГУ “Уральские заводы” прорабатывается вопрос выпуска радиостанций “КЮ-Мак” на своем предприятии и адаптации их под технические требования силовых структур.

Проведены доработки КВ радиостанций “Кодан” для работы с аппаратурой “Маховик”, “Устойчивость”. Предполагается комплексное использование КВ радиостанций “Кодан” совместно с базовыми ретрансляторами ТК-2, абонентскими радиостанциями TK-360G, TK-860G, Моторола GP-500, 340, Эрика-301 в диапазоне 450-460МГц. Работы в этой области проводятся, оборудование связи закуплено. Приобретены носимые 50 ваттные КВ радиостанции (вес 5кг.) фирмы-производителя “КЮ-Мак”, взамен устаревших Р-143 и им аналогичным. В комплексе с конвенциональной (псевдотранкинговой) системой радиосвязи получилась возможность непосредственной передачи информации с мест проведения специальных операций (от одиночного военнослужащего) на большие расстояния. Имеется возможность совместной работы с отечественными войсковыми коротковолновыми радиостанциями.

15 частей специального назначения оснащены мобильными комплексами оперативной радиосвязи (ретранслятор, 20 радиостанций с маскираторами). Взамен громоздких и малоэффективных авиационных радиостанций Р-853, 838 для авианаводчиков стали использоваться носимые радиостанции “АЙКОМ”.

Следует сказать об использовании отечественного цифрового комплекса подвижной радиосвязи “Альфа”. Он имеет сертификат ФАПСИ по обеспечению временной стойкости циркулирующей в ней информации. Уже сейчас разработчики “Альфы” в лице ГУ НПО СТиС” производят переориентацию комплекса “Альфа” под новый цифровой стандарт АРСО-25.

В области развития цифровой транкинговой радиосвязи ВВ, ОВД ориентируются на открытый цифровой протокол связи. АРСО-25. Указанный протокол предложен на рассмотрение на научно-техническом совете МВД в качестве базового цифрового стандарта для ОВД и ВВ. Следует отметить, что криптозащита передаваемой информации будет сертифицирована ФАПСИ. Использование радиостанций данного протокола позволит заменить громоздкие Р-159М с “Историком” на компактные радиостанции с маскированием речи. ГУ НПО “СТиС” МВД России приобретены два комплекса конвенциональной связи АРСО-25. Один используется в интересах вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы, второй для исследовательских целей. Также рассматривается вопрос об участии войск в программе совместного использования стандарта “ТЕТРА” вместе с МО, Ростелекомом в Московском и Северо-Кавказском регионе.

Министерством связи и информатизации в каждом районом центре ЧР развернуты станции спутниковой связи с выделением открытых каналов связи. Прокладываются ВОЛС в Моздоке, на направлениях ЧР. Разрабатывается проект привязки к районным центрам систем радиодоступа, радиоудлинителей с выделением емкости ОВД И ВВ.

Изучается возможность создания системы связи совместного использования между внутренними войсками, ГУИН, МВД, прежде всего в ЧР.

Развитие спутниковой связи в системе оперативной связи войск к великому сожалению не нашло должного места. Это обусловлено рядом объективных причин. Прежде всего, отсутствие финансирования не, сколько самого оборудования, сколько оплаты графика переговоров. В настоящее время владельцами ресурса спутников являются государственные структуры, в частности МО, ГП “Космическая связь” (ресурс “Горизонта”, “Экспресс” для комплекса “Ливень”, “Барьер-Т”), или коммерческие (“Инмарсат”, “Иридиум” и др.) и все требуют оплаты. Для обеспечения спутниковой связи при проведении операций в Дагестане и ЧР МВД России использовало мобильный комплекс “Кросна”, который зарекомендовал себя с положительной стороны. Часть каналов в данной системе была выделена войскам под закрытие ЗАС. В настоящее время используется переносной комплекс “Инмарсат” выделенный войскам ГЭЦС и ОС МВД России и Глобал-Стар приобретенный ГКВВ, без возможности закрытия аппаратурой ЗАС.

В настоящее время готовятся натурные испытания стационарных станций спутниковой связи ряда фирм на базе ЦУС ВВ МВД России для принятия их на вооружение войск и ОВД.

В связи с введением новых норм положенности сотовых телефонов, носимых терминалов спутниковой связи появилась возможность применения указанных средств в управлении войсками.

Для наращивания системы связи войск, организации связи взаимодействия необходимо использовать ВОЛС, цифровые АТС совместно с ОВД на местах. В Московском и Сибирских округах это возможно уже сегодня.