От knight777
К All
Дата 21.11.2002 15:45:19
Рубрики Современность; Армия; Политек;

Марату и интересующимся: Оборонная коллективизация (+)

Всем, здравствуйте!

Правительство мечтает о создании государственных суперхолдингов. Скорее всего эти планы так мечтами и останутся
Хотите верьте, хотите нет, но с нынешнего года в стране действует Федеральная программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, рассчитанная на период до 2006 года. Так что споры о том, следует ли в принципе реформировать российскую оборонку, далеко позади. Теперь наступило время принятия решений о том, как именно ее реформировать. Вот, например, правительство свой основной упор делает на создание крупных вертикально-интегрированных холдингов, которые будут находиться под контролем государства.

По словам бывшего вице-премьера, а ныне министра промышленности, науки и технологий Ильи Клебанова, непосредственно ответственного за разработку программы, реализация концепции разбита на два этапа. Сначала в 2002–2004 годах предполагается сформировать структуры, которые будут ориентированы на производство конкретного конечного продукта согласно программе вооружений. В качестве примеров можно назвать холдинги "Сухой", "Камов", "Бронетанковая техника", "Высокоточное оружие", "Концерн ПВО" и т. д. На втором этапе, который продлится в течение 2005–2006 годов, последует дальнейшее укрупнение. Его целью будет создание глубоко интегрированных компаний. Скажем, в сфере авиации предполагается организовать несколько суперконцернов вроде "МиГ – Туполев – Камов" или "Сухой – Ильюшин – Миль": похоже, что логика, которую тут проследить нелегко, сведется к тому, что в каждый из холдингов войдет одна фирма, специализирующаяся на военных самолетах, другая – на гражданских, а третья – на вертолетной технике.

Вообще-то официальная концепция того, каким образом оборонно-промышленный комплекс должен видоизменяться, принята более года назад. Но эффективность и осуществимость заявленной реформы как ни в чем не бывало дебатируются до сих пор. И судя по тому, как на практике продвигается "холдингизация" оборонки, тут сохраняются некоторые вполне основательные сомнения.

Прежде всего следует отметить, что значительная часть предприятий, судьбой которых чиновники пытаются распорядиться, давно была акционирована, причем контрольный пакет далеко не всегда доставался государству. По данным Счетной палаты, только в авиапроме было акционировано 242 предприятия, и лишь у 3% из них государство остается крупнейшим акционером. Попытки начать проведение реформы уже привели к скандалам.

Вот одна вполне типичная история: усилия одного из детищ Клебанова – Российского агентства по обычным вооружениям (РАВ), – направленные на то, чтобы увеличить до контрольного пакет акций расположенного в Кировской области завода "Молот", натолкнулись на вполне объяснимое сопротивление частных акционеров. "Молот" является крупным производителем стрелкового оружия и в соответствии с планами правительства должен войти в холдинг "Стрелковое оружие и патроны". При акционировании у государства остался 51% голосующих акций, однако из-за того, что предприятие не выплачивало в последние годы дивидендов, привилегированные акции (а их 25% от общего числа) также стали голосующими. Этим воспользовались несколько близких между собой частных компаний (ООО "Рентоверс", АО "Формула безопасности" и другие), чтобы собрать пакет, достаточный для управления предприятием. В итоге на собрании акционеров, состоявшемся в апреле этого года, в новый совет директоров предприятия вошли пять представителей частных компаний и только четыре представителя государства. Вполне вероятно, что в данном конкретном случае государству все же удастся так или иначе "усмирить" мало кому известных частных акционеров. Но вряд ли это получится, если речь зайдет, скажем, о судостроительном заводе "Алмаз", производящем военные корабли, или о "Красном Сормове", где делают подводные лодки. Оба предприятия входят в группу "Объединенные машиностроительные заводы" Кахи Бендукидзе, который уж точно не будет молча наблюдать, как принадлежащую ему собственность "встраивают" неизвестно куда и непонятно зачем.

Не менее важное обстоятельство заключается в том, что процесс слияний и поглощений предприятий российского оборонного комплекса начался еще до принятия всяких программ и концепций. И очень редко эти процессы соответствуют планам правительства. Например, корпорация "Аэрокосмическое оборудование", один из лидеров в области приборостроения, через аффилированные структуры приобрела крупный пакет акций Иркутского авиационно-производственного объединения (ИАПО), которое производит модернизированные истребители Су-30 МКИ, идущие на экспорт в Индию, вертолеты Миля и самолеты-амфибии Бе-200. В свою очередь ИАПО приобрело контрольный пакет КБ "Русская авионика", которое занимается интеграцией военного оборудования военных самолетов и вертолетов. Встроить теперь все это в искусственно созданный холдинг во главе с ОКБ "Сухой", которому принадлежит менее 15% акций ИАПО, вряд ли представляется возможным. Особенно если взглянуть на структуру акционеров иркутского производителя истребителей марки "Су": крупнейшими держателями акций здесь являются не только загадочные ЗАО "Компания ФТК" и АКБ "Форпост" (почти по 20% у каждого), но и "Брансвик Ю Би Эс Варбург" (более 23%) – всемирно известная инвестиционная группа, которая наверняка поднимет на Западе шум, если нарушить ее права. Это далеко не единичный пример.

Даже когда государству принадлежат контрольные пакеты во всех компаниях, подлежащих объединению, процесс не всегда идет гладко. Примером может послужить попытка создания пресловутого "Концерна ПВО" на базе концерна "Антей", выпускающего зенитно-ракетные комплексы, в том числе и знаменитые С-300В, в очередь на которые выстроилось в свое время полмира – от Милошевича до Хусейна, не считая многочисленных арабских шейхов. У "Антея" есть конкурент – научно-производственное объединение "Алмаз", предлагающее практически идентичные по тактико-техническим характеристикам комплексы С-300 ПМУ, хотя для их производства используются другая архитектура и элементная база. И "Алмаз", и "Антей" разработали новые комплексы – соответственно С-400 "Триумф" и "Антей-2500" – и теперь активно борются за то, чьи разработки будут включены в программу вооружений, то есть кому удастся получить финансирование из бюджета. Менеджмент как с одной, так и с другой стороны активно противится слиянию, выдвигая вполне разумный довод о том, что фирмы используют технически несовместимую элементную базу и технологии, разные концепции соразработчиков и разных серийных производителей.

Объединять в этих условиях две компании и впрямь вряд ли целесообразно, хотя технически еще возможно. Но каким образом получится запихнуть в холдинг еще одного производителя зенитно-ракетных комплексов – российско-белорусские "Оборонительные системы", – и вовсе неясно, особенно в свете последнего обострения на лукашенко-путинском направлении.

Так, возникают сильные подозрения, что далеко идущие планы правительства по созданию оборонных государственных суперхолдингов скорее всего останутся на бумаге. Правда, утверждать, что реформа совсем уж бесполезна, тоже нельзя, поскольку она подразумевает резкое сокращение количества предприятий, относящихся сегодня к оборонной отрасли, и приватизацию всего "лишнего", что позволит многим предприятиям машиностроения, избавившись от излишней государственной опеки, работать над выпуском гражданской продукции. А если вдруг у государства когда-нибудь появятся деньги на перевооружение своей армии, возможно, именно эти, ставшие частными предприятия помогут ему эти деньги эффективно потратить.

Максим Блант


"Еженедельный журнал", (21.11.2002)

С уважением, knight777

От knight777
К knight777 (21.11.2002 15:45:19)
Дата 21.11.2002 15:56:53

а отпиленные бабки в Индию:) (+)

Всем, здравствуйте!

Российские инвестиции могут появиться в Индии

21.11.02 00:50

ДЕЛИ, 21 ноября. /Корр. РИА "Новости" Валерий Севрюков/. Участие России в новых крупных инвестиционных проектах в Индии, а также подготовка новых соглашений в области военно-технического сотрудничества станут основными темами переговоров министра промышленности, науки и технологий России Ильи Клебанова с представителями индийского руководства. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил в четверг сам Клебанов, по прибытии в Дели.
> Отвечая на вопрос РИА "Новости", он отметил, что крупные взаимные инвестиционные проекты затронут такие области, как металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика, крупные газовые магистрали, а также высокие технологии, в том числе телекоммуникации.

Эти вопросы в качестве сопредседателя он намерен обсудить на межсессионном заседании совместной межправкомиссии по торговому, экономическому, научному, техническому и культурному сотрудничеству. С индийской стороны в них примет участие сопредседатель комиссии министр иностранных дел Яшвант Синха.

В плане военно-технического сотрудничества предполагается обсудить подготовку новых контрактов по авиации, противовоздушной обороне и военно-морскому флоту, сообщил Клебанов.

Он не стал уточнять, какие именно проекты будут предложены к рассмотрению на намеченном на пятницу межсессионном заседании совместной межправкомисии по военно-техническому сотрудничеству, в котором в качестве сопредседателя примет участие глава Минобороны Индии Джордж Фернандес.

Касаясь реализуемых проектов, Клебанов, в частности, отметил, что переговоры по контракту на приобретение Индией тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" близки к подписанию соглашения. "Ни одна сторона не сбавляет оборотов в переговорах по этому технически сложному контракту", - добавил он.

Клебанов также проведет переговоры с правительственным советником по национальной безопасности Индии Браджешем Мишрой. По словам российского министра, стороны сосредоточат внимание на вопросах региональной и международной стабильности и безопасности. Клебанов отметил, что "позиции России и Индии в отношении борьбы с международным терроризмом полностью совпадают, даже взгляд на ситуацию в Чечне, как на элемент глобального терроризма".

Он также подчеркнул единую позицию России и Индии в оценке ключевой роли Совета безопасности ООН в решении международных проблем. "Это стало еще более понятно по развитию ситуации вокруг Ирака", - сказал Клебанов. "Без задействования таких международных механизмов как СБ ООН, решение подобных вопросов не возможно или было бы не верным", - добавил он.

В целом, подчеркнул российский министр, его визит направлен на содействие подготовки предстоящей встречи в Дели президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи

С уважением, knight777