От Alexey Samsonov
К Олег...
Дата 08.02.2003 21:15:40
Рубрики Прочее; Современность; Армия;

М72 много где делали.

Московское производство увезли в Ирбит и разместили в цехах тамошнего пивного завода. Сейчас там делают мотоциклы "Урал":-)

Еще делали в Горьком (до какого-то времени там делали все коляски - опознаются по отсутствию подвески колеса и креплению оси оного колеса за две точки, навроде как заднее колесо в маятнике). Других точек не помню - если сейчас доберусь до оппозит.ру, то там один белорусский фанат приводил их все, перекину сюда.

(Пока набивал - загрузился линк.
http://www.moto.by/oppozit/meh-bmw.html
Про Таганрог там не говорится, АФАИК в Таганроге ТИЗ-АМ600 делали. Остальные места подтверждаются).

Конкретно по Киеву: там делали самые последние М72. Оригинальный М72 (точно в том виде, в каком содрали с БМВ Р71) есть в Политехническом Музее, и он сделан в Киеве в 1958 году. В Ирбите к тому времени уже делали М72М с колесами как у нынешних "Уралов" и еще какими-то модернизациями - точно не знаю, ибо аппаратом таким не владел (и не уверен, что они "служили" в армии).

Последние М72 модели М72Н делали тоже в Киеве, предназначали в основном в военрезерв. Отличались алюминиевыми ступицами колес и короткорычажной передней вилкой. Я когда увидал такой аппарат впервые - решил, что это "сборная солянка" из узлов разных заводов и лет выпуска. Оказалось, что таки оригинал:-)

Кстати, у киевской коляски есть одно существенное отличие от ирбитской: если у "Уралов" багажник открывается по автомобильному, то киевляне сделали задок глухим. В багажник приходится лезть, сняв спинку пассажирского сидения, что страшно неудобно. Долго не понимал, зачем так по дурацки сделали. Оказалось - на военные коляски ставят турель для стрельбы назад, что при "ирбитской" конструкции задка невозможно, ибо часть болтов придется пропустить через крышку, а другую часть через корпус люльки.

От Алексей Мелия
К Alexey Samsonov (08.02.2003 21:15:40)
Дата 09.02.2003 20:59:34

Re: М72 много...

Алексей Мелия


>(Пока набивал - загрузился линк.
http://www.moto.by/oppozit/meh-bmw.html
>Про Таганрог там не говорится, АФАИК в Таганроге ТИЗ-АМ600 делали. Остальные места подтверждаются).

Да АМ-600 это основная продукция завода №65, но М-72 считался основным мотоциклом для армии и его производство пытались развернуть везде где только можно.

Вообще для гражданского приминения М-72 был очень дорогой игрушкой. Стоил он дороже ЗИС-5 и М-1.

http://www.military-economic.ru

От Alexey Samsonov
К Алексей Мелия (09.02.2003 20:59:34)
Дата 10.02.2003 11:40:03

Ни с чем не путаете?

>Вообще для гражданского приминения М-72 был очень дорогой игрушкой. Стоил он дороже ЗИС-5 и М-1.

Сабжевый вопрос. Был какой-то опытный аппарат, то ли М73 назывался, то ли ТМЗ какой-то номер. С ведущей коляской, блокируемым диффером, демультипликатором. Вот он-то точно получился безумно дорогим, отчего его и не стали делать. Единственный сохранившийся экземпляр находится в Политехническом Музее, но увы - коллекция мотоциклов этого музея на публике не выставляется и выставляться никогда не будет (судя по разговору с сотрудниками отдела).

От Лис
К Алексей Мелия (09.02.2003 20:59:34)
Дата 09.02.2003 22:11:45

Re: М72 много...

>Вообще для гражданского приминения М-72 был очень дорогой
>игрушкой. Стоил он дороже ЗИС-5 и М-1.

А отчего это так? Что в нем такого дорогущего-то было?