От Frederick
К All
Дата 25.01.2001 18:14:57
Рубрики WWII; Флот;

История немецкого броненосца (тяжелого крейсера) ''Адмирал Шеер''

Краткая история немецкого броненосца (позже тяжелый крейсер) ''Адмирал Шеер''.
Заложен 25 июня 1931 года на верфи ''Reichsmarinewerft'' в Вильгельмсхафене (Германия). Спущен на воду 1 апреля 1933 года. Вступил в строй 12 ноября 1934 года. До 18 апреля 1935 года проходил испытания и совершал тренировочные плавания. С 19 октября по 9 ноября 1935 года участвовал в учениях в Северной Атлантике. В мае 1936 года участвовал в морском параде в Laboe. С 6 по 19 июня 1936 года вместе с броненосцем ''Deutschland'' совершил плавание вокруг Британских островов. 23-29 июня 1936 года посетил Стокгольм (Швеция). С 24 июля по 31 августа находился в испанских водах. С 2 октября по 3 декабря снова находился в испанских водах. С 15 марта по 7 апреля 1937 года в третий раз совершил плавание по испанским водам. С 9 мая по 1 июля 1937 года – испанские воды. С 30 июля – 11 октября 1937 года – испанские воды. После этого до марта 1938 года участвовал в учениях на Балтийском море. С 19 марта по 29 июня 1938 года – испанские воды. 22 августа 1938 года принимал участие в морском параде в Киле (Германия) в честь спуска на воду тяжелого крейсера ''Prinz Eugen''. С 18 апреля по 3 мая 1939 года проводил учение в Атлантическом океане. 4 сентября 1939 года, находясь в Вильгельмсхафене (Германия), подвергся налету английской авиации (это был первый налет на порт) и сумел сбить 1 бомбардировщик. С 1 февраля по июль 1940 года находился в доке на ремонте, во время которого была перемещена перемещена командная башня. С 31 июля по октябрь 1940 года находился на испытаниях в Балтийском море. 23 октября 1940 года вышел из Готенхафена (совр. Гдыня, Польша) в океанский рейд. 31 октября 1940 года вышел через Датский пролив в Атлантический океан. 5 ноября 1940 года потопил судно-рефрижератор ''Mopan'' (5389 тонн), после чего атаковал конвой HX-84, состоявший из 37 судов. Из состава конвоя им были потоплены английские суда ''Maiden'' (7908 тонн), ''Trewellard'' (5201 тонна), ''Kenbame Head'' (5225 тонн), ''Beaverford'' (10042 тонны), и ''Fresno City'' (4955 тонн), 3 других судна были повреждены. Кроме того был потоплен английский вспомогательный крейсер ''Jervis Bay'' (14164 тонны). 12 ноября 1940 года произвел дозаправку топливом с танкера ''Eurofeld''. 14 ноября 1940 года получил припасы и продовольствие с транспорта ''Nordmark''. 24 ноября 1940 года потопил судно английское ''Port Horbard'' (7448 тонн) к юго-востоку от Бермудских островов. 1 декабря 1940 года потопил судно английское ''Tribesman'' (6242 тонны). 16 декабря 1940 года, идя на юг, пересек экватор. 18 декабря 1940 года захватил английское судно-рефрижератор ''Duquesa'' (8651 тонна) с грузом 14,5 миллионов куриных яиц и 3000 тоннами мяса. 26 декабря 1940 года крейсер встретился в точке рандеву с немецкими вспомогательными крейсерами ''Thor'' и ''Pinguin'', с судами снабжения ''Nordmarck'', ''Duquesa'' и ''Eurofeld''. С 9 по 12 января 1941 года пытался атаковать войсковой конвой, который был атакован двумя неделями раньше немецким тяжелым крейсером ''Admiral Hipper''. 17 января 1941 года захватил норвежский танкер ''Sandefjord'' (8038 тонн) и отправил его в Бордо (Франция). 20 января 1941 года потопил голландский пароход ''Barneveld'' (5597 тонн) и английское грузовое судно ''Stanpark'' (5103 тонны). 24-28 января 1941 года в точке рандеву вместе с судном снабжения ''Nordmarck'' и вспомогательным крейсером ''Thor''. 3 февраля 1941 года прошел меридиан мыса Доброй Надежды направляясь в Индийский океан. 14 февраля 1941 года встретился с немецким вспомогательным крейсером ''Atlantis'', грузовым судном ''Tannenfels'' захваченными ''Speybank'' и ''Letty Brövi''. 20 февраля 1941 года потопил греческое судно ''Gregorios'' (2546 тонн) в северной части Мозамбикского пролива, после чего захватил английское ''Advocate'' (6994 тонны). 21 февраля 1941 года потопил ''Canadian Cruiser'' (7178 тонн), после получил приказ о возвращении. В тот же день потопил индонезийское судно ''Rantaupandjang'' (2542 тонны), был замечен гидросамолетом с английского легкого крейсера ''Glasgow''. 22 февраля 1941 года ускользнул от объединенной эскадры союзников, в которую входили английский авианосец ''Hermes'', австралийские крейсера ''Canberra'' и ''Australia'', английские ''Shropshire'', ''Emerald'', ''Cape Town'' и ''Glasgow''. 3 марта 1941 года идя на запад пересек меридиан мыса Доброй Надежды. 9 марта 1941 года встретился в точке рандеву с немецкими вспомогательными крейсерами ''Pinguin'' и ''Kormoran'' и судном снабжения ''Nordmarck''. С 11 по 24 марта 1941 года встречался с немецкими судами ''Portland'' и ''Astarufer''. 15 марта 1941 года, идя на север, пересек экватор. 27 марта 1941 года прошел Датский пролив и вышел в Норвежское море. 30 марта 1941 года прибыл в Берген (Норвегия). 1 апреля 1941 года прибыл в Киль (Германия). За свой океанский рейд крейсер потопил 14 судов (84027 тонн), захватил 2 судно (15032 тонны) и потопил вспомогательный крейсер в 14164 тонны, всего 113223 тонны. С 15 апреля по 1 июля 1941 года находился в Киле (Германия) на ремонте. В сентябре-октябре 1941 года находился на Балтийском море. В январе-феврале 1942 года переведен в Тронхейм (Норвегия). В мае 1942 года переведен в Нарвик (Норвегия). В июле 1942 года вместе с тяжелым крейсером ''Lutzow'' и эсминцами участвовал в безуспешной попытке настигнуть конвой PQ-17. 16 августа 1942 года встретил в море немецкую подводную ''U-601'', которая сообщила данные ледовой разведки. 20 августа 1942 года рандеву с немецкой подводной лодкой ''U-251''. 21 августа 1942 года, находясь у архипелага Норденшельда на востоке Карского моря, выпустил гидросамолет на разведку, который долетел до пролива Велькицкого и ничего не обнаружил. 22 августа 1942 года радисты запеленговали радиопереговоры советского морского каравана, но попав в густой туман, крейсер вынужден были прекратить поиск. 23 августа 1942 года гидросамолет нашел советский караван в Карском море, однако крейсер опять попал в туман. 24 августа 1942 года подводные лодки, участвующие в операции, переключились на свободную охоту. 25 августа 1942 года потоплен советский ледокольный пароход ''Сибиряков'' (3000 тонн, 1909 года постройки, 2 орудия 45-мм, груз - стройматериалы) у западного берега п-ова Таймыр. 27 августа 1942 года в советском порту Диксон в Карском море вступил в бой со сторожевым кораблем ''СКР-19'' (бывший ледокольный пароход ''Семен Дежнев'', 7330 тонн, 4 орудия 76,2-мм, 4 орудия 45-мм, 6 пулеметов 12,7-мм, 122 человека), который экипажем посажен на грунт. Крейсер обстрелял порт и получил артиллерийские попадания со сторожевика и береговой батареи. 28 августа 1942 года получен приказ о возвращении. 30 августа 1942 года вошел в порт Нарвик (Норвегия, Норвежское море). 11 ноября 1942 года прибыл в Киль (Германия). В январе 1943 года встал на ремонт в Вильгельмсхафене (Германия), после чего использовался в качестве учебного судна. В октябре 1944 года снова вошел в состав боевых сил флота. С ноября 1944 года по февраль 1945 года поддерживал артиллерийским огнем немецкие сухопутные войска на побережье Балтийского моря. 9-10 мая 1945 года после попадания нескольких авиационных бомб затонул.
С уважением

От Sanyok
К Frederick (25.01.2001 18:14:57)
Дата 26.01.2001 20:04:46

Re: История немецкого...

Здрасьте
>после чего атаковал конвой HX-84, состоявший из 37 судов. Из состава конвоя им были потоплены английские суда ''Maiden'' (7908тонн), ''Trewellard'' (5201 тонна), ''Kenbame Head'' (5225 тонн), ''Beaverford'' (10042 тонны), и ''Fresno City'' (4955 тонн), 3 других судна были повреждены. Кроме того был потоплен английский вспомогательный крейсер ''Jervis Bay'' (14164 тонны).

Нeльзя ли , рaсскaзaть нeмного по подробнee об этом боe.
Нaсколько я знaю ''Jervis Bay'' был торговым судном , пeрeоборудовaнным в боeвой корaбль.
Kромe того , ИMХО в этом бою крeйсeр совeршил что то экстроординaрноe , т.к. eго комaндир получил Kрeст Виктории
(прaвдa посмeртно).
С уважением
Санёк

От Николай Поникаров
К Sanyok (26.01.2001 20:04:46)
Дата 26.01.2001 20:21:23

Ссылка про Jervis Bay (англ.)

День добрый.

>Нeльзя ли , рaсскaзaть нeмного по подробнee об этом боe.
>Нaсколько я знaю ''Jervis Bay'' был торговым судном , пeрeоборудовaнным в боeвой корaбль.
>Kромe того , ИMХО в этом бою крeйсeр совeршил что то экстроординaрноe , т.к. eго комaндир получил Kрeст Виктории
>(прaвдa посмeртно).

Все расскажет Exeter ;), а вот тут немного и с чувством:
http://www.saintjohn.nbcc.nb.ca/~Heritage/JervisBay/jervisbaymon2.htm

Краткий пересказ: Вспомогательный крейсер (вооруженное судно) конвоировал 37 транспортов. На конвой напал "Шеер". Английский крейсер вступил в бой, несмотря на неравенство в силах, чтобы "купцы" успели разбежаться до темноты. "Шеер" потопил только пять судов, остальные спаслись.

С уважением, Николай.

От Sanyok
К Николай Поникаров (26.01.2001 20:21:23)
Дата 26.01.2001 20:33:27

Re: Спaсибо. (-)


От Exeter
К Frederick (25.01.2001 18:14:57)
Дата 25.01.2001 19:09:35

Поправочка

Здравствуйте, уважаемый Frederick!

5 года поддерживал артиллерийским огнем немецкие сухопутные войска на побережье Балтийского моря. 9-10 мая 1945 года после попадания нескольких авиационных бомб затонул.

Е:
Здесь Вы ошиблись или опечатались. "Шеер" был потоплен в ночь с 9 на 10 апреля в Киле.
Что касается Балтики, то "Шеер" проводил стрельбы по советским войскам:
22-23.11.1944 - обеспечение эвакуации немецких войск с п-ова Сворбе.
2-5.02.1945 - район Пиллау и Фишхаузена.
9-10.02.1945 - р-н Толькемита (тут было израсходовано 915 280-мм и 87 150-мм снарядов).
18-20.02.1945 - Земландский п-ов (расход 250 280-мм и 146 150-мм снарядов).
9-10.03.1945 - район Дивенова (расход 200 280-мм и 547 150-мм снарядов).

По Диксону в 1942 г в ходе "Вундерланда", кстати, выпустил 77 280-мм и 379 105-мм и 150-мм снарядов. А бортовой "Арадо" "Шеера" в ходе "Вундерланда" разбился при посадке 25.08.1942 г.

С уважением, Exeter

От Frederick
К Exeter (25.01.2001 19:09:35)
Дата 25.01.2001 19:22:32

Re: Поправочка

>Здравствуйте, уважаемый Frederick!
Добрый вечер
>Е:
>Здесь Вы ошиблись или опечатались. "Шеер" был потоплен в ночь с 9 на 10 апреля в Киле.
>Что касается Балтики, то "Шеер" проводил стрельбы по советским войскам:
>22-23.11.1944 - обеспечение эвакуации немецких войск с п-ова Сворбе.
>2-5.02.1945 - район Пиллау и Фишхаузена.
>9-10.02.1945 - р-н Толькемита (тут было израсходовано 915 280-мм и 87 150-мм снарядов).
>18-20.02.1945 - Земландский п-ов (расход 250 280-мм и 146 150-мм снарядов).
>9-10.03.1945 - район Дивенова (расход 200 280-мм и 547 150-мм снарядов).
>По Диксону в 1942 г в ходе "Вундерланда", кстати, выпустил 77 280-мм и 379 105-мм и 150-мм снарядов. А бортовой "Арадо" "Шеера" в ходе "Вундерланда" разбился при посадке 25.08.1942 г.
Спасибо, ценная информация, внесу поправки.
А по-поводу повреждений от советской артиллерии в Диксоне, я правильно расчитал кол-во попаданий или их было больше?
>С уважением, Exeter
С уважением

От Exeter
К Frederick (25.01.2001 19:22:32)
Дата 25.01.2001 20:11:27

Темное дело

И снова здравствуйте!

По поводу попаданий в "Шеера" при Диксоне - неясная история. Я встречал массу противоречивых данных. Вроде бы, немцы признают только одно попадание 76-мм снаряда с "Дежнева". За это говорит и то, что вероятность попадания из полевых орудий (а стреляли из МЛ-20, вроде) в движущийся корабль крайне мала - нет системы центральной наводки и ССП, как Вы понимаете.

С уважением, Exeter.

От FVL1~01
К Exeter (25.01.2001 20:11:27)
Дата 26.01.2001 02:41:54

Re: Темное дело

И снова здравствуйте
>И снова здравствуйте!

>По поводу попаданий в "Шеера" при Диксоне - неясная история. Я встречал массу противоречивых данных. Вроде бы, немцы признают только одно попадание 76-мм снаряда с "Дежнева". За это говорит и то, что вероятность попадания из полевых орудий (а стреляли из МЛ-20, вроде) в движущийся корабль крайне мала - нет системы центральной наводки и ССП, как Вы понимаете.
Так было один близкий разрыв крупного снаряда с осколками в кормовой части (осыпан торпедный аппарат, разбита вьюшка тросов ручного лага, осколками поврежден баркас. Прямых попаданий 152 калибра не было, довольно подробное описание боя было в сборнике Океан за 1984 год, показания пленных с Сибирякова. пожар о котором утверждали двое из пленных случился после отхода от Диксона по тех причинам на камбузе и был мгновенно потушен.
Кстати Сибиряков - имел два *76,2 орудия лендера и 2*45, Дежнев (7330т. 2500лс, 10,5 узл, 4*76,2 34-К, 4*45, ) ни накакую мель его не сажали, на грунт был посажен транспорт (кажеться Кара, с 2*76,2 лендера) но в гавани так густо задымили, что немцам активно маневрировавший Дежнев и сидящий на мели транспорт казались одним судном, кстати будете в Архангельске зайдите в морской музей, там прекрасный стенд на эту тему, так вот фото - Диксон зажымлен так (на берегу жгли политые мазутом кучки сырого угля, что ни фига не видно.)

>С уважением, Exeter.
С уважением ФВЛ

От Олег Радько
К Frederick (25.01.2001 18:14:57)
Дата 25.01.2001 18:34:50

Re: История немецкого...

Добрый день!

1)... С 9 по 12 января 1941 года пытался атаковать войсковой конвой, который был атакован двумя неделями раньше немецким тяжелым крейсером ''Admiral Hipper''
Правда? В смысле, "пытался"?
2).. Крейсер обстрелял порт и получил артиллерийские попадания со сторожевика и береговой батареи.
Нет, при Диксоне попаданий в Шеер не было.

С уважением.

От Frederick
К Олег Радько (25.01.2001 18:34:50)
Дата 25.01.2001 18:49:51

Re: История немецкого...

> Добрый день!
Здраствуйте
> 1)... С 9 по 12 января 1941 года пытался атаковать войсковой конвой, который был атакован двумя неделями раньше немецким тяжелым крейсером ''Admiral Hipper''
> Правда? В смысле, "пытался"?
А что здесь не так?
> 2).. Крейсер обстрелял порт и получил артиллерийские попадания со сторожевика и береговой батареи.
> Нет, при Диксоне попаданий в Шеер не было.
Были. Как минимум 1 снаряд из 152-мм гаубицы 569-й батареи лейтенанта Н. М. Корнякова. Как минимум 1 снаряд 76,2-мм (или 45-мм)с СКР-19 (''Дежнева''). Попадание из гаубицы вызвало пожар (в каком месте - не знаю), попадание со сторожевого корабля вызвало тоже подар в районе надстройки (где-то рядом с фок-мачтой). ''Шеер'' поставил дымовую завесу и стал уходить. Через несколько часов аварийные команды смогли потушить на нем пожары.
>С уважением.
С уважением

От Frederick
К Frederick (25.01.2001 18:49:51)
Дата 25.01.2001 18:57:35

совсем забыл: еще третье попадание в ''Шеера'' при Диксоне

>> Добрый день!
>Здраствуйте
>> 1)... С 9 по 12 января 1941 года пытался атаковать войсковой конвой, который был атакован двумя неделями раньше немецким тяжелым крейсером ''Admiral Hipper''
>> Правда? В смысле, "пытался"?
>А что здесь не так?
>> 2).. Крейсер обстрелял порт и получил артиллерийские попадания со сторожевика и береговой батареи.
>> Нет, при Диксоне попаданий в Шеер не было.
>Были. Как минимум 1 снаряд из 152-мм гаубицы 569-й батареи лейтенанта Н. М. Корнякова. Как минимум 1 снаряд 76,2-мм (или 45-мм)с СКР-19 (''Дежнева''). Попадание из гаубицы вызвало пожар (в каком месте - не знаю), попадание со сторожевого корабля вызвало тоже подар в районе надстройки (где-то рядом с фок-мачтой). ''Шеер'' поставил дымовую завесу и стал уходить. Через несколько часов аварийные команды смогли потушить на нем пожары.
Первые 2 попадания были между 01.00 и 02.00 ночи. Третье попадание было в 04.45, когда ''Шеер'' вернулся второй раз. Третий снаряд был тоже 152-мм, т.е. выпущен из орудий 569-й батареи.
>>С уважением.
>С уважением
С уважением

От Frederick
К Frederick (25.01.2001 18:49:51)
Дата 25.01.2001 18:51:53

...следует читать не ''через несколько часов потушили пожары'', а через полчаса (-)