От Константин Федченко
К All
Дата 24.11.2003 15:53:34
Рубрики WWII; Танки;

? британские экспедиционные силы 1940-1941

заинтересовал вопрос - сколько какой бронетехники Германия могла получить в качестве трофеев от британской армии до лета 1941 года?

Подскажите, у кого есть данные - по каждому из театров военных действий, в которых были задействованы британцы -
Британский экспедиционный корпус (1940)
Нарвик (1940)
Греция (1941)
Крит (1941)
Египет-Ливия (1941) -
сколько танков и БТР Universal Carrier имелось в войсках, и сколько их было потеряно (в том числе брошено при отступлении)?

С уважением

От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (24.11.2003 15:53:34)
Дата 25.11.2003 09:41:56

Дополню по BEF

>Подскажите, у кого есть данные - по каждому из театров военных действий, в которых были задействованы британцы -
>Британский экспедиционный корпус (1940)

В БЭК входила 1-я танковая бригада, имевшая два полка 4-й и 7-й. Включавший 50 Матильд каждый.
Причем в 4-ом полку были Матильды -1, а в 7-ом 27 Матильд-1 и 23 Матильды -2.

Кроме того там действовала 1-я танковая дивизия в которую входило 284 танка (из которых 136 легких Мк-VI, остальные - крейсерские А-13)

В составе пехотных дивизий входило 5 моторизованных (кавалерийских полков) по 28 легких танков (Мк-VI) каждый.
На пехотную дивизию полагалось 90 БТР типа "Carrier"
На танковую - 44 БТР.

От Константин Федченко
К Дмитрий Козырев (25.11.2003 09:41:56)
Дата 25.11.2003 11:52:50

BEF

>В БЭК входила 1-я танковая бригада, имевшая два полка 4-й и 7-й. Включавший 50 Матильд каждый.
>Причем в 4-ом полку были Матильды -1,
и 5 легких Мк-VI
>а в 7-ом 27 Матильд-1 и 23 Матильды -2.
и 7 легких Мк-VI

>Кроме того там действовала 1-я танковая дивизия в которую входило 284 танка (из которых 136 легких Мк-VI, остальные - крейсерские А-13)

не только А13 - А9,А10,А13,А13 Mk II. Вот раскладка по типам, наверное, есть только у Нихорстера...

>В составе пехотных дивизий входило 5 моторизованных (кавалерийских полков) по 28 легких танков (Мк-VI) каждый.
>На пехотную дивизию полагалось 90 БТР типа "Carrier"
>На танковую - 44 БТР.

откуда такие данные? в "Бронеколлекции" "БТТ Великобритании, часть 2" сказано - "в состав BEF входили 7 механизированных кавполков, имевших по 44 БТР, кроме того, 31 машина находилась в составе танковых частей".
нестыковка...

С уважением

От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (25.11.2003 11:52:50)
Дата 25.11.2003 12:22:09

Re: BEF (дополнение)

>откуда такие данные? в "Бронеколлекции" "БТТ Великобритании, часть 2" сказано - "в состав BEF входили 7 механизированных кавполков, имевших по 44 БТР, кроме того, 31 машина находилась в составе танковых частей".
>нестыковка...

По Нейхорстеру в каждому танковому полку полагалось 5 БТР.
"31 БТР" таким образом - это видимо подразумевается штатная укомплектованнсть дивизии, состоящей из двух бригад по три полка.
Непонятно куда прицепить еще один БТР :)
Ибо инженерному батальону дивизии их полагалось - 6.


От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (25.11.2003 11:52:50)
Дата 25.11.2003 12:00:32

Re: BEF

>>В БЭК входила 1-я танковая бригада, имевшая два полка 4-й и 7-й. Включавший 50 Матильд каждый.
>>Причем в 4-ом полку были Матильды -1,
>и 5 легких Мк-VI
>>а в 7-ом 27 Матильд-1 и 23 Матильды -2.
>и 7 легких Мк-VI

да, машины управлений я не считал.

>>Кроме того там действовала 1-я танковая дивизия в которую входило 284 танка (из которых 136 легких Мк-VI, остальные - крейсерские А-13)
>
>не только А13 - А9,А10,А13,А13 Mk II. Вот раскладка по типам, наверное, есть только у Нихорстера...

У Нейхорстера нет. машины А9 и А10 (при небольшом объеме их выпуска направлены были афаик в Африку).

>>В составе пехотных дивизий входило 5 моторизованных (кавалерийских полков) по 28 легких танков (Мк-VI) каждый.
>>На пехотную дивизию полагалось 90 БТР типа "Carrier"
>>На танковую - 44 БТР.
>
>откуда такие данные? в "Бронеколлекции" "БТТ Великобритании, часть 2" сказано - "в состав BEF входили 7 механизированных кавполков, имевших по 44 БТР, кроме того, 31 машина находилась в составе танковых частей".
>нестыковка...

из 7 ми мехполков имевшихся в пех. дивизиях БЭКУ 2 были мотоциклетными (по Нейхорстеру).
"Британские танки" из Милитариа - перчисляют пять полков, имевших на вооружении танки.
Штатная структура пд также приведена у Нейхорстера.
Наверно цифра 44 входит в искомые 90 и я ошибся.
>С уважением

От Константин Федченко
К Дмитрий Козырев (25.11.2003 12:00:32)
Дата 25.11.2003 12:38:23

Re: BEF

>машины А9 и А10 (при небольшом объеме их выпуска направлены были афаик в Африку).

у меня, если не изменяет склероз, есть снимки, сделанные в Европе.

>Штатная структура пд также приведена у Нейхорстера.

можешь прислать/выложить в копилку всё, что есть у Нейхорстера по британской армии 40-41?
С уважением

От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (25.11.2003 12:38:23)
Дата 25.11.2003 12:41:30

Re: BEF

>можешь прислать/выложить в копилку всё, что есть у Нейхорстера по британской армии 40-41?

Не могу у меня копия сайта

От Игорь Куртуков
К Константин Федченко (24.11.2003 15:53:34)
Дата 24.11.2003 20:52:20

Re: ? британские...

>Греция (1941)
>Крит (1941)

В Грецию были посланы HQ 1-й танковой бригады (3 Mk.VIB Light, 7 Mk.IVA Cruiser), 3-й RTR (6 Mk.IICS Cruiser, 46 Mk.II Cruiser) и 4-й Hussars (52 Mk.VIB Light).

Часть из них была на Крите, причем попали в трофеи к немцам и там (на Крите) и остались.

>Египет-Ливия (1941)

В 1941 (март) всего на Среднем Востоке (включая Грецию) было :

66 Mk.I Cruiser, 6 Mk.ICS Cruiser
89 Mk.IIA Cruiser, 12 Mk.IICS Cruiser
85 Mk.IVA Cruiser

30 MkIIA Infantry
35 MkIIA* Infantry

36 Mk.VI Light
35 Mk.VIA Light
276 Mk.VIB Light
1 Mk.VIC Light

От Константин Федченко
К Игорь Куртуков (24.11.2003 20:52:20)
Дата 25.11.2003 12:04:52

Греция, Крит

>>Греция (1941)
>>Крит (1941)
>
>В Грецию были посланы HQ 1-й танковой бригады (3 Mk.VIB Light, 7 Mk.IVA Cruiser), 3-й RTR (6 Mk.IICS Cruiser, 46 Mk.II Cruiser) и 4-й Hussars (52 Mk.VIB Light).

>Часть из них была на Крите, причем попали в трофеи к немцам и там (на Крите) и остались.

вроде бы 9 Matilda MkII из 7.RTR прибыли на Крит в мае.
Немцы сформировали на Крите 212 танковый батальон 12 июля 41 года из двух рот, причем вторая из них - на трофеях. (
http://www.feldgrau.com/heerpzabt.html ). Похоже, кроме Матильд на Крите вряд ли было что-то еще.

>>Египет-Ливия (1941)
>
>В 1941 (март) всего на Среднем Востоке (включая Грецию) было :

>66 Mk.I Cruiser, 6 Mk.ICS Cruiser
>89 Mk.IIA Cruiser, 12 Mk.IICS Cruiser
>85 Mk.IVA Cruiser

>30 MkIIA Infantry
>35 MkIIA* Infantry

>36 Mk.VI Light
>35 Mk.VIA Light
>276 Mk.VIB Light
>1 Mk.VIC Light

а про наличие БТР Universal/Bren Carrier известно что-нибудь?

С уважением

От Scharnhorst
К Константин Федченко (24.11.2003 15:53:34)
Дата 24.11.2003 18:41:18

Re: ? британские...

>Нарвик (1940)
Было направлено 3 (прописью - три!!!) танка Марк-6 3-го батальона King's Own Hussars - все погибли 15 мая на польском лайнере "Хробры"
Французы - под Нарвиком воевала 342-я отд. танковая рота (15 танков Н-35). Потери в ходе боевых действий составили 3 машины (завязли в грунте при высадке с ДКа и были взорваны), судьбу остальных точно не установил, но ничто не мешало их эвакуировать.

С уважением, Scharnhorst

От Константин Федченко
К Scharnhorst (24.11.2003 18:41:18)
Дата 25.11.2003 11:40:58

Норвегия

>Нарвик (1940)
>Было направлено 3 (прописью - три!!!) танка Марк-6 3-го батальона King's Own Hussars - все погибли 15 мая на польском лайнере "Хробры"

транспорт затонул вблизи Будё (Норвегия, р-н Трондхейма) после авианалета (возможно, не 15 - а вечером 14 мая).

>Французы - под Нарвиком воевала 342-я отд. танковая рота (15 танков Н-35).

однако прибыли только 10 (29 апреля, Харстад, транспорты "Брестуа", "Шато Пави", "Сен Фирмэн". Остальные не были отправлены или потонули в пути?

кроме 342 роты, туда же назначалась 354 рота такого же состава, но оставлена во Франции.

>Потери в ходе боевых действий составили 3 машины (завязли в грунте при высадке с ДКа и были взорваны),

другое свидетельство: " Менее удачной для французских танкистов оказалась подобная операция 28 мая. Тогда два Н-35 сразу завязли в болотистом грунте на месте высадки. Один из них (номер I 40747) сел так глубоко, что его пришлось впоследствии взорвать"
может, это тот же эпизод? ("два завязли" + "один взорван" превратились в "три завязли и взорваны")

>судьбу остальных точно не установил, но ничто не мешало их эвакуировать.

"Ничто не мешало" - а транспорт для них был?

все приведенные мной данные - из статьи С.Патянина "Танки в Норвегии", ТиВ, 4-2000. Там же фото Н-35, захваченного немцами (тактический номер 133), но это уже явно не Норвегия, автор неправ - танк уже прошел немецкую "локализацию" - командирский купол заменен на двустворчатый люк. Так что вопрос о том, куда делись уцелевшие девять (семь?) Н-35, остается открытым.

И еще - в той же статье упоминается о закупке Норвегией нескольких (от 6 до 9) танков Ландсверк L100 в Швеции в 1936 г. Танки поступили на вооружение 1 и 2 отдельных кирасирских рот в городах Кристиансанн, Берген, которые были захвачены в первый день вторжения.
Есть ли еще какие-то уточняющие данные по ним?


>С уважением, Scharnhorst
С уважением

От Scharnhorst
К Константин Федченко (25.11.2003 11:40:58)
Дата 25.11.2003 16:43:34

Re: Норвегия

>транспорт затонул вблизи Будё (Норвегия, р-н Трондхейма) после авианалета (возможно, не 15 - а вечером 14 мая).
Точные данные таковы:
15.05.40 в 00:40 тяжело поврежден герм. бомбардировщиками Не-111 из со-става I/KG 26 в районе Будё (67-40 с.ш., 13-50 в.д.), возник сильный пожар; около 05:00, после снятия экипажа и находившихся на борту солдат, потоплен торпедоносцем “Суордфиш” с брит. АВ “Ark Royal”
>>Французы - под Нарвиком воевала 342-я отд. танковая рота (15 танков Н-35).
>однако прибыли только 10 (29 апреля, Харстад, транспорты "Брестуа", "Шато Пави", "Сен Фирмэн". Остальные не были отправлены или потонули в пути?
>кроме 342 роты, туда же назначалась 354 рота такого же состава, но оставлена во Франции.
>>Потери в ходе боевых действий составили 3 машины (завязли в грунте при высадке с ДКа и были взорваны)>
>другое свидетельство: " Менее удачной для французских танкистов оказалась подобная операция 28 мая. Тогда два Н-35 сразу завязли в болотистом грунте на месте высадки. Один из них (номер I 40747) сел так глубоко, что его пришлось впоследствии взорвать"
Это взято из моей статьи в ТиВ за 2000 год. С тех пор утекло немало воды. Как оказалось, танков было все же 15, а в упомянутом эпизоде было потеряно 2 танка, еще один - в тот же день под Анкенесом (зап. Нарвика).

>все приведенные мной данные - из статьи С.Патянина "Танки в Норвегии", ТиВ, 4-2000. Там же фото Н-35, захваченного немцами (тактический номер 133), но это уже явно не Норвегия, автор неправ - танк уже прошел немецкую "локализацию" - командирский купол заменен на двустворчатый люк. Так что вопрос о том, куда делись уцелевшие девять (семь?) Н-35, остается открытым.
Не прав не автор, а редкация - эту фоту они тиснули без согласования, хотя им было предоставлено достаточное количество фотографий, точно относящихся к описываемому периоду.

>И еще - в той же статье упоминается о закупке Норвегией нескольких (от 6 до 9) танков Ландсверк L100 в Швеции в 1936 г. Танки поступили на вооружение 1 и 2 отдельных кирасирских рот в городах Кристиансанн, Берген, которые были захвачены в первый день вторжения.
>Есть ли еще какие-то уточняющие данные по ним?
Не только нет, но и возникли сомнения в существовании этих.

С уважением, С.В. Патянин ака-Scharnhorst

От Константин Федченко
К Scharnhorst (25.11.2003 16:43:34)
Дата 25.11.2003 16:57:35

какой конвой )) то есть картуз )) тьфу.... конфуз!

спасибо за подробный ответ!!!

>им было предоставлено достаточное количество фотографий, точно относящихся к описываемому периоду.

были ли свидетельства того, что какие-то танки захватили германцы?

>>И еще - в той же статье упоминается о закупке Норвегией нескольких (от 6 до 9) танков Ландсверк L100 в Швеции в 1936 г. Танки поступили на вооружение 1 и 2 отдельных кирасирских рот в городах Кристиансанн, Берген, которые были захвачены в первый день вторжения.
>>Есть ли еще какие-то уточняющие данные по ним?
>Не только нет, но и возникли сомнения в существовании этих.

а почему, если не секрет?

>С уважением, С.В. Патянин ака-Scharnhorst

"Маска, я вас знаю":) Очень рад :))
С уважением

От Scharnhorst
К Константин Федченко (25.11.2003 16:57:35)
Дата 25.11.2003 23:06:22

Re: какой конвой...

>были ли свидетельства того, что какие-то танки захватили германцы?
за пять лет работы над темой не встречал

>>Не только нет, но и возникли сомнения в существовании этих.
>а почему, если не секрет?
1) полное отсутствие упоминаний о их применении, хотя перерыл немало норвежских книг, где расписаны действия отдельных рот
2) "Бронеколлекция", где упомянуты бронеавтомобили

С уважением, Scharnhorst

От Макс
К Scharnhorst (25.11.2003 16:43:34)
Дата 25.11.2003 16:54:13

Re: Норвегия

Здравствуйте!
>>транспорт затонул вблизи Будё (Норвегия, р-н Трондхейма) после авианалета (возможно, не 15 - а вечером 14 мая).
>Точные данные таковы:
>15.05.40 в 00:40 тяжело поврежден герм. бомбардировщиками Не-111 из со-става I/KG 26 в районе Будё (67-40 с.ш., 13-50 в.д.), возник сильный пожар; около 05:00, после снятия экипажа и находившихся на борту солдат, потоплен торпедоносцем “Суордфиш” с брит. АВ “Ark Royal”

А с чего такой экзотический способ затопления?

С уважением, Макс

От Scharnhorst
К Макс (25.11.2003 16:54:13)
Дата 25.11.2003 23:04:06

коль уж назвался груздем - придется лезть в кузофф

Для предотвращения дальнейших вопросов привожу кусочек из своей монографии по Норвежской кампании:

Вечером 14 мая польский лайнер “Хробры” со штабом бригады и батальоном ирландцев на борту в охранении эсминца “Вульверин” и шлюпа “Сторк” вышел из Харстада. Небольшой конвой шел на юг, прижимаясь к скалистым берегам. В 00:40 из-за гор, словно выстрелянные катапультой, появились два немецких самолета и атаковали “Хробры”. Несмотря на готовность средств ПВО, атака оказалась настолько неожиданной, что бомбы попали в лайнер прежде, чем был открыт ответный огонь. Корабли эскорта шли далеко впереди, а их зенитчики приняли самолеты за свои.
“Хробры” получил несколько прямых попаданий. Две тяжелые бомбы разорвались в глубине корпуса в районе третьего грузового трюма, несколько небольших взорвались на палубе. Сразу погибло 12 членов экипажа и 18 военнослужащих, в том числе командир ирландцев подполковник Фолкнер, три старших и два младших офицера. Многие были ранены. Возник сильный пожар, угрожавший взрывом перевозимых мин и снарядов – их было принято более 50 тонн. Борьба с огнем велась неорганизованно и не дала результата, поскольку многие пожарные рукава были перебиты. Вскоре начался спуск спасательных шлюпок, в которые в первую очередь грузили раненых.
В это время начался второй налет, и спасательные работы были приостановлены. “Вульверин” и “Сторк” отстреливались от самолетов и не подходили к горящему лайнеру. Среди солдат поднялась паника, вызванная недостатком шлюпок (многие из них были пробиты осколками) и отсутствием офицеров. С паникой удалось справиться благодаря усилиям двух поляков: 64-летнего врача Базиля Абрамовича, запевшего английскую солдатскую песню “Old Soldiers Never Die”, и старшего помощника Кароля Борхарда, носившегося по палубе и призвавшего людей не прыгать за борт, где в ледяной воде их ждала смерть.
Ветер сносил пламя в носовую часть судна. Вскоре “Вульверин” подошел к развешенным на корме лайнера сетям и начал снимать людей. Всего за 16 минут он принял на борт 694 человека, последним покинул палубу капитан Збигнев Дейчаковский. После этого эсминец ушел в Харстад. “Сторк” еще три часа оставался рядом с горящим и безжизненным судном, поднимая спасшихся из воды, со шлюпок и спасательных кругов. К удивлению многих, на объятом пламенем “Хробры” не произошло взрыва боеприпасов, и он не тонул, подтверждая свою репутацию лучшего лайнера польского торгового флота. В 04:50 “Сторк” также взял курс на Харстад. Потеряв терпение, британское командование выслало торпедоносец “Суордфиш” с борта “Арк Ройала” добить обреченное судно. После взрыва торпеды оно быстро скрылось под водой.

С уважением, Scharnhorst

От Константин Федченко
К Макс (25.11.2003 16:54:13)
Дата 25.11.2003 16:59:39

а что экзотично-то?

> потоплен торпедоносцем “Суордфиш” с брит. АВ “Ark Royal”

>А с чего такой экзотический способ затопления?

торпеда - вполне стандартно. а что с самолета - так может, поблизости даже эсминца завалящего не нашлось.

С уважением

От Андю
К Константин Федченко (25.11.2003 11:40:58)
Дата 25.11.2003 14:13:12

342 рота (ставшая 1-ой танковой ротой FFL) была эвакуирована из Норвегии (+)

Приветствую !

в Великобританию вместе в мат.частью, H-39, в количестве 12 штук. Сведения из первого номера нового журнала "Batailles & Blindes".

Андрей.

"Соблюдать правила безопасности проще, чем исправлять последствия их нарушения !"

От Дмитрий Козырев
К Константин Федченко (24.11.2003 15:53:34)
Дата 24.11.2003 15:57:21

Re: ? британские...

>Британский экспедиционный корпус (1940)

это пожалуй осн. поступление трофеев...

>Нарвик (1940)

там была французская танковая рота. Британских танков там не было.

>Греция (1941)

не знаю.

>Крит (1941)

эвакуированные с Балкан части не имели бронетехники. На самом Крите находилось шесть что ли легких танков.

>Египет-Ливия (1941) -

Это все досталось Роммелю