От В. Кашин
К Marat
Дата 26.11.2003 17:56:46
Рубрики Прочее; Современность; Локальные конфликты;

Вопрос надо рассматривать шире. "Влияние ислама на политическую культуру"

Добрый день!

и в том числе - на вооруженные силы и ВПК.
Наличие этого влияния бесспорно. Тема, кстати, хорошо разработанная, пишут на эту тему много. Из того немногого, что я на эту тему читал, я извлек представление о крайней сложности, практически невозможности построения устойчивого и сильного национального исламского государства в силу ярко выраженного наднационального характера Ислама, его всеобъемлющей роли во всех сферах жизни общества и как следствие - неразвитостью светского права, национальных политических традиций и часто наблюдаемым безразличием населения мусульманских стран к судьбе своего государства, которое контрастирует с острым интересом к судьбе веры.

В сущности, практически все исламские государственные образования были крайне нестабильны, начиная еще с истоков. Успешные примеры развития мусульманских государств в новейшее время связаны либо с сознательным дистанциорованием от ислама (Турция), либо с наличием мощного влияния других культур (Малайзия).


С уважением, Василий Кашин

От Marat
К В. Кашин (26.11.2003 17:56:46)
Дата 27.11.2003 16:06:00

если шире, то ислам побеждает :)


Здравствуйте!

>Добрый день!

> и в том числе - на вооруженные силы и ВПК.
> Наличие этого влияния бесспорно.

звучит само по себе уже спорно :)

>Тема, кстати, хорошо разработанная, пишут на эту тему много.

кем разработанная?
есть где почитать?

>Из того немногого, что я на эту тему читал, я извлек представление о крайней сложности, практически невозможности построения устойчивого и сильного национального исламского государства в силу ярко выраженного наднационального характера Ислама, его всеобъемлющей роли во всех сферах жизни общества

так это смотрится скорее как значительный позитив
кстати при этом напоминает еще и марксизм или коммунизм :))

>и как следствие - неразвитостью светского права, национальных политических традиций и часто наблюдаемым безразличием населения мусульманских стран к судьбе своего государства, которое контрастирует с острым интересом к судьбе веры.

а доказательства всего перечисленного?

> В сущности, практически все исламские государственные образования были крайне нестабильны, начиная еще с истоков.

опять же доказательства?
затем было бы неплохо определиться с определениями «исламские государственные образования» и «нестабильность»

в моем представлении например исламский Хорезм был достаточно стабилен и возм-но даже более стабилен, чем его современники православная Русь или языческая Монголия

>Успешные примеры развития мусульманских государств в новейшее время связаны либо с сознательным дистанциорованием от ислама (Турция), либо с наличием мощного влияния других культур (Малайзия).

Аналогично – успешные примеры развития христианских (и других - нужное подчеркнуть :) в новейшее время связаны либо с сознательным дистанциронием от христианства, либо с наличием мощного влияния собственной или других культур

Re: Вопрос надо рассматривать шире. "Влияние ислама на политическую культуру"

А вот в этом контексте как раз у ислама более выигрышные позиции получаются

во-первых сама наднациональность ислама – это явный козырь, который мог бы быть связующим и/или объединяющим элементом для государств, что явно сказывалось бы как позитив в развитии

во-вторых, усе равно господа - нужно учитывать, что ислам как религия намного моложе христианства и других мировых религий, и при этом:
1. при возникновении - дал резкий скачок в развитии культурном и в самом начале и после
2. все еще активная позиция после прошествия полуторатысячелетия

и в третьих ежели сравнить его распространение и скорость (сравните кол-во условно исламских стран скажем на начало 2-го тысячелетия и сейчас) по сравнению с другими религиями и учитывая что начало распространения было много позже, то получится даже наоборот – выигрыш ислама по сравнению с другими

>С уважением, Василий Кашин

C уважением, Марат

От Nicky
К В. Кашин (26.11.2003 17:56:46)
Дата 26.11.2003 19:04:45

хммм ну Османская империя была довольно устойчива да и сефевидский Иран ничего (-)


От В. Кашин
К Nicky (26.11.2003 19:04:45)
Дата 26.11.2003 19:17:02

Как раз Османская империя и Иран- это пример неустойчивости

Добрый день!
После потрясающего взлета уже в 16 в. начинаются кризисные процессы - ослабление контроля над провинциями, разложение госаппарата и армии, размывание налоговой базы. При чем все эти явления носили не циклический, временный характер, а были необратимыми, продолжаясь по нарастающей до самого распада империи. С середины 18 века существование Османской империи продолжалось исключительно благодаря заинтересованности в ней некоторых ведущих европейских держав.
Да и Иран в 19 веке мог существовать как государство именно благодаря переплетению британских и русских интересов в регионе.
С уважением, Василий Кашин

От Nicky
К В. Кашин (26.11.2003 19:17:02)
Дата 26.11.2003 19:34:10

вот вот с середины 18 века все у них и посыпалось....

типа на "вызов времени" не смогли ответить в то время как динамичные и агрессивные соседи рванули вперед.
Ну то есть я думаю это характеристики отдельной эпохи а не Исламской цивилизации в целом. В конце концов у Христианского мира 10го или 18 века проблемы совсем разные, и те его качества благодаря которым он стал лидером Нового времени , в раннем средневековье были разве что в проекте.

От ARTHURM
К В. Кашин (26.11.2003 17:56:46)
Дата 26.11.2003 18:01:04

Re: Вопрос надо...

Кстати а чем объясняется невозможность создания государства? Как раз в Исламе, насколько мне известно, отсутствует высшая наднациональная духовная власть (аналог Римскому Папе например).

С уважением

От В. Кашин
К ARTHURM (26.11.2003 18:01:04)
Дата 27.11.2003 11:40:15

Насколько я помню, слабость национальных государств

Добрый день!
>Кстати а чем объясняется невозможность создания государства? Как раз в Исламе, насколько мне известно, отсутствует высшая наднациональная духовная власть (аналог Римскому Папе например).

у мусульманских народов объясняется неразвитостью у них обычного права и отсутствием идеологии, которая могла бы обслуживать сильную светскую государственную власть. Типа ислам доминировал во всех аспектах политической культуры и обосновать построение сильного государства по национальному, а не религиозному признаку, в рамках исламской культуры невозможно. Для мусульман идеальной формой госустройства является всемирная теократия - халифат, любой могущественный мусульманский лидер стремится к статусу "повелителя правоверных", а национальные государства в связи с этим рассматрвиаются как временное явление. Поэтому пойти умереть за веру - пожалуйста, а за интересы какого-нибудь Ирака, Египта или Туниса - на фиг надо.
Политическое мировоззрение христианских народов (и славян и жителей Западной Европы) все же лишь частично сформировалось под влиянием христианства, в нем очень сильно влияние античности и собственного языческого варварского прошлого, когда долг перед народом и государством играл центральную роль.

С уважением, Василий Кашин

От 12B
К В. Кашин (27.11.2003 11:40:15)
Дата 28.11.2003 03:56:58

Ре: Насколько я...

>Добрый день!
>>Кстати а чем объясняется невозможность создания государства? Как раз в Исламе, насколько мне известно, отсутствует высшая наднациональная духовная власть (аналог Римскому Папе например).
>
> у мусульманских народов объясняется неразвитостью у них обычного права и отсутствием идеологии, которая могла бы обслуживать сильную светскую государственную власть.

А почему племенное мышление у мусульманских народов превалирует? Я против брата, мы с братом против двоюродного брата, все вместе против остальной деревни, и наша деревня против соседней, и все такое?