От Игорь Куртуков
К Глеб Бараев
Дата 03.03.2004 04:31:43
Рубрики WWII;

Ре: а давайте...

> Говорить о целенаправленности этих меропирятий в довоенный период нет никаких оснований, посокльку имело место, как правило, обычное невыполение планов строительств.

Я имею ввиду не перевод (звакуацию) промышленности на восток, но именно создание пром.базы на востоке. Так уже в 1940 восточные районы (включая Урал и Поволжье) давали 25% электроэнергии, 36% угля, 28% чугуна, 37% стали, 50% тракторов. Это было вполне целенаправленой политикой.

От Глеб Бараев
К Игорь Куртуков (03.03.2004 04:31:43)
Дата 03.03.2004 07:39:16

Ре: а давайте...

>> Говорить о целенаправленности этих меропирятий в довоенный период нет никаких оснований, посокльку имело место, как правило, обычное невыполение планов строительств.
>
>Я имею ввиду не перевод (звакуацию) промышленности на восток, но именно создание пром.базы на востоке. Так уже в 1940 восточные районы (включая Урал и Поволжье) давали 25% электроэнергии, 36% угля, 28% чугуна, 37% стали, 50% тракторов. Это было вполне целенаправленой политикой.

Я бы рекомендовал относиться к этим цифрам с осторожностью. Например, по углю раскладка в 1940 году была следующей: всего - 165.9 млн.т, в т.ч. Донбасс - 94.3, Подмосковье - 10.1, Кузбасс - 22.5, Караганда - 6.3, Печора - 0.3, остальное - местная добыча угля, исполльзовавшаяся на собственные нужды. Т.е. 36 процентов - это все регионы, кроме Донбасса и Подмосковья, причем большинство из них товарного угля не давали. Если же проследить вложения в угольную промышленность по регионам за годы пятилеток, то можно увидеть, что планировавшаяся как целенаправленная экономичесокая политика исходила из других ожиданий.
Показатель же по тракторам вообще смешон, ибо означает, что продукция ЧТЗ и СТЗ в сумме сравнялась с продукцией ХТЗ, причем произошло это после снижения в плановом порядке производства тракторов примерно в три с половиной раза. Останься уровень производства прежним - и ни о каких 50 процентах и разговору бы не было. Этот показатель возник лишь потому, что ХТЗ снижение производства в количественных показателях было запланировано в большем объеме.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Петр Тон.
К Игорь Куртуков (03.03.2004 04:31:43)
Дата 03.03.2004 05:28:01

Ре: а давайте...

Здравствуйте

>Я имею ввиду не перевод (звакуацию) промышленности на восток, но именно создание пром.базы на востоке. Так уже в 1940 восточные районы (включая Урал и Поволжье) давали 25% электроэнергии, 36% угля, 28% чугуна, 37% стали, 50% тракторов. Это было вполне целенаправленой политикой.

Цифры у Вас несколько отличаются от, например, таблицы №26 на с.380 т.3 ИВМВ. Но это непринципиально...

Я немного не понял о "целенаправленности" политики.
О какой направленности идет речь?

С точки зрения общего развития индустриальной базы азиатской части СССР - вопросов нет, всё ясно.
Однако вряд ли это имело изначально военно-стратегическую направленность. Тем более, как указано в том же источнике (с.379), доля именно военного производства в восточных районах перед войной была невелика - всего 18,5%.
Да и госрезервы, как известно, перед войной были, в основном, сконцентрированы в центрально-европейской части страны.

В общем, как правильно указано там же - "Ускоренное развитие экономики на востоке страны не носило характера военно-экономической автаркии, а было подчинено общим задачам развития народного хозяйства СССР"

До свидания

От Игорь Куртуков
К Петр Тон. (03.03.2004 05:28:01)
Дата 03.03.2004 05:50:25

Ре: а давайте...

>Я немного не понял о "целенаправленности" политики.
>О какой направленности идет речь?

Развитие промышленной базы на востоке страны.

>С точки зрения общего развития индустриальной базы азиатской части СССР - вопросов нет, всё ясно.

В основном как раз с этой точки зрения.

>Однако вряд ли это имело изначально военно-стратегическую направленность.

Полагаю отчасти имело. Например сентябре 1939 принимется решение строить новые авиазаводы в восточных районах страны. Танковые заводы-дублеры тоже развертывались на востоке.

> Тем более, как указано в том же источнике (с.379), доля именно военного производства в восточных районах перед войной была невелика - всего 18,5%.

Зато новые военные предприятия вводились в основном на востоке. Например крупнейшая авиастройка предвоенных лет - Куйбышевский комплекс авиазаводов.