От
|
Алекс Антонов
|
К
|
All
|
Дата
|
18.03.2004 13:17:13
|
Рубрики
|
WWII; ВВС; 1941;
|
Вопрос по заводам НКАП.
Надеюсь кто нибудь подскажет где (в каких городах) находились (строились, передавались НКАП из других отраслей) заводы № 43, 295, 365, 453, 459, 463, 464, 465.
Хотелось бы так же уточнить какова была специализация этих заводов(авиасборочные, авиаремонтные, авиамоторные, агрегатные, приборостроительные и т.п.) и их мощность (или штатное кол-во работающих).
Спасибо.
P.S. Вопрос задается в связи с тем что среди этих заводов якобы присутствуют строившиеся в западных районах СССР авиастроительные гиганты, планировавшиеся к вводу в строй в конце 41-го, начале 42-го, и следовательно Шахурин в своих воспоминаниях их "запамятовал", когда написал что западнее Смоленска авиасборочных заводов (заводов выпускавших самолеты) у нас не было (ну конечно за исключением тех доставшихся нам авиастроительных мощностей в Литве (ANBO)на которых Антонов перед войной занимался налаживанием лицензионного производства "Шторха").
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Алекс Антонов (18.03.2004 13:17:13)
|
Дата
|
18.03.2004 23:05:13
|
Вот наверное полный список самолетных заводов на 1941
В список входят действующие, строящиеся и реконструируемые заводы.
1 Москва
18 Воронеж
21 Горький
22 Москва
23 Ленинград
30 под Московй (Дубна или Кимры)
31 Таганрог
35 Смоленск
39 Москва
43 Киев
47 Ленинград
81 Москва
83 Хабаровск
84 Химки (Московской обл.)
99 Улан-Удэ
116 Арсеньев (Приморский кр.)
118 Сталинград
121 Балашов (Саратовская обл.)
122 Куйбышев
123 Каменск-Шахтинский (Ростовская обл.)
124 Казань
125 Иркутск
126 Комсомольск-на-Амуре
127 Ульяновск
128 Аткарск (Куйбышевская или Саратовская обл.)
129 Улан-Удэ
130 Комсомольск-на-Амуре
131 Кутаиси
135 Харьков
153 Новосибирск
165 Днепропетровск
207 Долгопрудный (Московская обл.)
292 Саратов
295 Куйбышев
301 Химки (Московская обл.)
380 Ленинград
381 Ленинград
387 Ленинград
446 Баку
447 Ереван
450 Харьков
453 Минск
458 Ростов-на-Дону
463 Таллин
464 Рига
465 Каунас
600 Урумчи (Китай)
От
|
Bokarev Alexandr
|
К
|
Игорь Куртуков (18.03.2004 23:05:13)
|
Дата
|
19.03.2004 08:42:08
|
Небольшой вопрос
Желаю здравствовать
>В список входят действующие, строящиеся и реконструируемые заводы.
Это собственно самолетостроительные заводы ? Т.е. без тех, что делали только комплектующие (типа 469-го в Солнечногорске и т.п.?).
С уважением, Бокарёв Александр
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Bokarev Alexandr (19.03.2004 08:42:08)
|
Дата
|
19.03.2004 19:19:25
|
Da
>>В список входят действующие, строящиеся и реконструируемые заводы.
>Это собственно самолетостроительные заводы ?
Да.
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 19:19:25)
|
Дата
|
19.03.2004 20:01:24
|
Нет
>>>В список входят действующие, строящиеся и реконструируемые заводы.
>>Это собственно самолетостроительные заводы ?
>
>Да.
Это заводы, переданные двум самолетостроительным главкам для производства самолетов.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (18.03.2004 23:05:13)
|
Дата
|
19.03.2004 06:16:04
|
Поправки по географии
>30 под Московй (Дубна или Кимры)
район указан правильно, но завод находился в Иваньково. А в Кимрах опытный завод №288
>118 Сталинград
той же области город Камышин
>128 Аткарск (Куйбышевская или Саратовская обл.)
Куйбышевская область.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Mikej
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 06:16:04)
|
Дата
|
19.03.2004 20:33:55
|
Ре: Поправки по...
>той же области город Камышин
>>128 Аткарск (Куйбышевская или Саратовская обл.)
>
>Куйбышевская область.
Аткарск - Саратовская область, ~100 км на запад от Саратова
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Mikej (19.03.2004 20:33:55)
|
Дата
|
19.03.2004 23:28:11
|
Ре: Поправки по...
>Аткарск - Саратовская область, ~100 км на запад от Саратова
где он находится - я знаю.
Речь идет о административном делении на 1941 год.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Алексей Мелия
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 06:16:04)
|
Дата
|
19.03.2004 11:50:04
|
Re: Поправки по...
Алексей Мелия
>>30 под Московй (Дубна или Кимры)
>
>район указан правильно, но завод находился в Иваньково.
А по моим данным Савелов
http://www.military-economic.ru
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Алексей Мелия (19.03.2004 11:50:04)
|
Дата
|
19.03.2004 16:58:47
|
Re: Поправки по...
>Алексей Мелия
>>>30 под Московй (Дубна или Кимры)
>>
>>район указан правильно, но завод находился в Иваньково.
>
>А по моим данным Савелов
Это Вы не критически отнеслись к почерпнутой где-то информации, не проверив ее по карте. Никакого "Савелов" в тех местах нет. Есть Савелово. Как сегодня, так и перед войной Савелово - название железнодорожной станции в Кимрах, деревня Савелово к этому времени уже вошла в состав Кимров. А Иваньково слился с Дубной только в 1960 году.
На 1941 год ситуация была следующей: 30-й завод - в Иваньково, 289-й - в Кимрах, Савелово - станция в Кимрах, Дубна - рабочий поселок близ города Иваньково.
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 16:58:47)
|
Дата
|
19.03.2004 19:16:10
|
Надо еще заметить
Надо еще заметить, что ситуация с номерами заводов менялась со временем.
Старейшим в этом кусте являлся завод в Савелово. Он вел свою историю от созданных в 1915 году железнодорожных мастерских по ремонту подвижного состава. В 1926 году мастерские стали машиностроительным заводом, вблизи станции возник рабочий поселок. В 1930-е годы завод передали в оборонную промышленность и он получил номер 30.
В 1935 году было принято правительственное решение о строительстве базового завода по производству гидросамолетов в Иваньково. Причем первоначально завод планировался как филиал Савельевского завода №30.
В мае 1937 года строительсво было начато, в июле 1939 года ввели в эксплуатацию первую пусковую очередь завода.
26 мая 1940 года Савельевский и Иваньковский заводы были разделены, причем 30-й номер сохранился за Иваньковским заводом, а Савельвский получил новый 289-й номер.
В конце 1940 года было принято правительственное решение о переводе из Таганрога двух ОКБ - Четверикова на завод №30 в Иваньково, Бериева на завод №289 в Савелово.
Эта дислокация сохранилась к началу войны.
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (18.03.2004 23:05:13)
|
Дата
|
19.03.2004 01:34:16
|
А 289-й? (-)
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 01:34:16)
|
Дата
|
19.03.2004 01:37:01
|
Опытные заводы не включены. Только серийные. (-)
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 01:37:01)
|
Дата
|
19.03.2004 02:29:52
|
Т.е. 1-е и 10-е ГУ НКАП? (-)
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 02:29:52)
|
Дата
|
19.03.2004 02:37:16
|
Да. По состоянию на момент раздела. (-)
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 02:37:16)
|
Дата
|
19.03.2004 02:40:00
|
Ага
Только учтите, что с апреля по июнь в эти главки еще один-два завода включили. Поройтесь у Родионова, он такие вещи отслеживает.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 02:40:00)
|
Дата
|
19.03.2004 06:08:51
|
Вот какого завода нет в списке
тбилисского 448-го.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 06:08:51)
|
Дата
|
19.03.2004 08:01:30
|
Да, точно. Надо добавить. (-)
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 08:01:30)
|
Дата
|
19.03.2004 08:04:10
|
Хотя...
Изначально он был моторным. Самолетным стал похоже уже в войну. Типа в августе 1941.
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 08:04:10)
|
Дата
|
19.03.2004 08:30:52
|
Re: Хотя...
>Изначально он был моторным. Самолетным стал похоже уже в войну. Типа в августе 1941.
Короче говоря, разделение заводов на самолетные и несамолетные по состоянию на июнь 1941 года довольно условно.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 08:30:52)
|
Дата
|
19.03.2004 20:16:22
|
Нет.
>Короче говоря, разделение заводов на самолетные и несамолетные по состоянию на июнь 1941 года довольно условно.
Нет. Тбилисский по состоянию на июнь 1941 был безусловно строящимся моторным. А самолетным стал после эвакуации туда самолетного производства. Потом и номер принял от Таганрогского завода.
Согласно листу капстроительства в 1941 строились следующие моторные заводы (по 3 ГУ):
335 Новосибирск
336 Саратов
338 Уфа
384 Уфа
448 Тбилиси
451 Ленинград
452 Днепропетровск
459 Могилев
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 20:16:22)
|
Дата
|
19.03.2004 20:26:05
|
Re: Нет.
>>Короче говоря, разделение заводов на самолетные и несамолетные по состоянию на июнь 1941 года довольно условно.
>
>Нет. Тбилисский по состоянию на июнь 1941 был безусловно строящимся моторным. А самолетным стал после эвакуации туда самолетного производства. Потом и номер принял от Таганрогского завода.
Номер просто сохранился за таганрогских заводом в эвакуации.
Все это еще раз говорит об условности такого разделения: недостроенный самолетный завод, отнесенный к самолетному главку, считается самолетным, даже если он никогда не стал производить самолеты. А завод, впоследствии ставший самолетостроительным, но на тот момент имевший статус строившегося моторного - не учитывается.
На мой взгляд, нужно отдельно считать:
1. заводы, фактически производившие самолеты к началу войны.
2. заводы, пригодные для размещения авиационного производства - по факту их дальнейшего использования в ходе эвакуации
3. заводы, являвшиеся самолетостроительными лишь потенциально.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 20:26:05)
|
Дата
|
19.03.2004 20:46:48
|
Ре: Нет.
>Все это еще раз говорит об условности такого разделения: недостроенный самолетный завод, отнесенный к самолетному главку, считается самолетным, даже если он никогда не стал производить самолеты.
Это зависит от того, представление о чем хочется получить - о возможностях или о замыслах. Если о возможностаых, то вше замечание совершенно справедливо. Если о замыслах, то важно именно формальное отнесение к тому или иному ГУ.
>1. заводы, фактически производившие самолеты к началу войны.
>2. заводы, пригодные для размещения авиационного производства - по факту их дальнейшего использования в ходе эвакуации
>3. заводы, являвшиеся самолетостроительными лишь потенциально.
Это как раз категоризация с позиции возможностей. Я бы выделил еще группу заводов проходящих реконструкцию; т.е. не выпускающих самолеты по состоянию на 6.41, но выпускавших их ранее. Например Ленинградский #23.
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 20:46:48)
|
Дата
|
19.03.2004 23:30:44
|
Ре: Нет.
>Это зависит от того, представление о чем хочется получить - о возможностях или о замыслах. Если о возможностаых, то вше замечание совершенно справедливо. Если о замыслах, то важно именно формальное отнесение к тому или иному ГУ.
Возможности в данном случае - дело более долгосрочное, поскольку замыслы менялись раз в квартал.
>Это как раз категоризация с позиции возможностей. Я бы выделил еще группу заводов проходящих реконструкцию; т.е. не выпускающих самолеты по состоянию на 6.41, но выпускавших их ранее. Например Ленинградский #23.
да, такую группу тоже следует выделить.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (18.03.2004 23:05:13)
|
Дата
|
19.03.2004 01:31:40
|
А 483-й? (-)
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Алекс Антонов (18.03.2004 13:17:13)
|
Дата
|
18.03.2004 19:37:28
|
Ре: Вопрос по...
> следовательно Шахурин в своих воспоминаниях их "запамятовал", когда написал что западнее Смоленска авиасборочных заводов (заводов выпускавших самолеты) у нас не было
Верно написал. Выпускавших самолеты на 22.6.41 - не было. Были строившиеся и реконструировавшиеся.
> ну конечно за исключением тех доставшихся нам авиастроительных мощностей в Литве (АНБО)на которых Антонов перед войной занимался налаживанием лицензионного производства "Шторха"
Дык и этот ничего не выпускал, а проходил реконструкцию.
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Алекс Антонов (18.03.2004 13:17:13)
|
Дата
|
18.03.2004 17:54:09
|
Re: Вопрос по...
> Надеюсь кто нибудь подскажет где (в каких городах) находились (строились, передавались НКАП из других отраслей) заводы № 43, 295, 365, 453, 459, 463, 464, 465.
43 - Киев, КБ Таирова, завод существовал с 20-х годов, предвоенная реконструкция была лишь начата
295 - завод в Москве, к авиапрому стал принадлежать после того, как оборудование было эвакуировано в Куйбышев
365 - Каунас
453 - Минск
459 - Могилев, авторемонтный завод, переданный в авиапром в 1940 г.
463 - Таллин
464 - Рига
465 - Каунас
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (18.03.2004 17:54:09)
|
Дата
|
18.03.2004 19:32:03
|
Ре: Вопрос по...
>43 - Киев, КБ Таирова, завод существовал с 20-х годов, предвоенная реконструкция была лишь начата
Это был авиаремонтный завод, который в 1940 начали реконструировать в серийный самолетостроительный (МиГ-3). Для этого ему передали фабрику пианин, весовой завод (делал весы?) и аэродром.
>295 - завод в Москве, к авиапрому стал принадлежать после того, как оборудование было эвакуировано в Куйбышев
Тут вероятно имеется ввиду один из трех строящихся в Куйбышеве авиазаводов. Начало строительства - август(?) 1940, номера - 122, 295 самолетостроительные и 377 - моторостроительный. В последствии на полщадку 295-го завода был эбвакуирован завод #18 из Воронежа.
>365 - Каунас
>465 - Каунас
Бывший авиаремонтный литовских ВВС. Получил номер 365, затем перенумерован в 465. Т.е. эти два суть один завод. Должен был делать УТИ-26 (Як-7), с выходом на 100 самолетов в год к 12.41.
>453 - Минск
Строящийся самолетный завод. Что должны были производить - не знаю, но при разделении ПГУ вошел в ГУ по бомбардировочным, штурмовым и транспортным самолетам.
>459 - Могилев, авторемонтный завод, переданный в авиапром в 1940 г.
Моторный. Вроде бы должен был делать Микулинские моторы.
>463 - Таллин
Самолетный. Строился под И-301 (ЛаГГ), с планируемой мошностью 350 самолетов в год к 12.41.
>464 - Рига
Самолетный. Строился под УТИ-26 (Як-7), планируемая мощность - 800 самолетов в год к 12.41
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (18.03.2004 19:32:03)
|
Дата
|
18.03.2004 20:14:54
|
Ре: Вопрос по...
>>43 - Киев, КБ Таирова, завод существовал с 20-х годов, предвоенная реконструкция была лишь начата
>
>Это был авиаремонтный завод, который в 1940 начали реконструировать в серийный самолетостроительный (МиГ-3). Для этого ему передали фабрику пианин, весовой завод (делал весы?) и аэродром.
Аэродром там и раньше был, как и экспериментальное самолетостроение. Перед войной на завод поступила большая партия станков из Германии. В после военное время на этом месте был создан довольно крупный завод станков-автоматов им.Горького.
>>295 - завод в Москве, к авиапрому стал принадлежать после того, как оборудование было эвакуировано в Куйбышев
>
>Тут вероятно имеется ввиду один из трех строящихся в Куйбышеве авиазаводов. Начало строительства - август(?) 1940, номера - 122, 295 самолетостроительные и 377 - моторостроительный. В последствии на полщадку 295-го завода был эбвакуирован завод #18 из Воронежа.
тут налицо совпадение номеров. До войны был завод 295 Наркомцветмета на Каширском шоссе. В 1941 году его оборудование эвакуировали в Куйбышев и использовали для строительства самолетов. Был ли этот номер передан строительству в 1940 или появился в Куйбышеве в связи с переездом из Москвы?
>>365 - Каунас
>>465 - Каунас
>
>Бывший авиаремонтный литовских ВВС. Получил номер 365, затем перенумерован в 465. Т.е. эти два суть один завод.
Насколько мне известно, там было две территориально различных площадки: одна - бывший литовский госсзавод для ВВС, другая - частное производство небольших самолетов.
>>453 - Минск
>
>Строящийся самолетный завод. Что должны были производить - не знаю, но при разделении ПГУ вошел в ГУ по бомбардировочным, штурмовым и транспортным самолетам.
>>459 - Могилев, авторемонтный завод, переданный в авиапром в 1940 г.
>
>Моторный. Вроде бы должен был делать Микулинские моторы.
>>463 - Таллин
>
>Самолетный. Строился под И-301 (ЛаГГ), с планируемой мошностью 350 самолетов в год к 12.41.
>>464 - Рига
>
>Самолетный. Строился под УТИ-26 (Як-7), планируемая мощность - 800 самолетов в год к 12.41
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Глеб Бараев (18.03.2004 20:14:54)
|
Дата
|
19.03.2004 06:07:24
|
О Каунасе
>>>365 - Каунас
>>>465 - Каунас
>>
>>Бывший авиаремонтный литовских ВВС. Получил номер 365, затем перенумерован в 465. Т.е. эти два суть один завод.
>
>Насколько мне известно, там было две территориально различных площадки: одна - бывший литовский госсзавод для ВВС, другая - частное производство небольших самолетов.
после уточнений могу сказать, что это действительно два разных предприятия и перенумерации не производилось.
Бывший ремзавод литовских ВВС - это 465-й. В НКАП он предназначался для кооперированного участия в производстве ЛаГГов и по этой причине был отдан в 1-е ГУ. А 365-й - это бывший частный завод Густайтиса, производивший по лицензии самолеты "Анбо". Именно сюда направили А.К.Антонова делать "шторхи". Поскольку разведывательная и связная авиация ни к 1-му, ни к 10-му главкам не относилась, то и в приказе о разделении этот завод не упомянут.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (19.03.2004 06:07:24)
|
Дата
|
19.03.2004 07:53:22
|
По этому поводу у меня информация противоречива.
Вот из Родионова:
В сентябре 1940 О.К.А. построил в качестве ГК з-да № 23 самолет ОКА-38 Аист - копию Fi-156 Storch и его планировали выпусакть на з-де № 465 в Каунасе (7483, 8).
В марте 1941 О.К.А. поехал на 365 завод в Каунас, где раньше делали ANBO и как ГК стал делать ОКА-38 Аист и изготовили несколько, часть которых немцы уничтожили, а часть захватили и дали в 1941 ВВС Словакии ...(1149,36).
По списку Харрисона-Родионова это таки один и тот же завод, но перенумерованный 365 в 465.
А что у вас по этому поводу?
От
|
Глеб Бараев
|
К
|
Игорь Куртуков (19.03.2004 07:53:22)
|
Дата
|
19.03.2004 08:29:10
|
Re: По этому...
>А что у вас по этому поводу?
У меня - прежде всего литовские материалы, из которых следует, что завод Густайтиса и ремзавод литовских ВВС - разные предприятия.
Затем, есть две выписки из плановых документов НКАП за первую половину 1941 года, где 465-й завод планируется на выпуск ЛаГГов.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru
От
|
Игорь Куртуков
|
К
|
Глеб Бараев (18.03.2004 20:14:54)
|
Дата
|
18.03.2004 20:46:13
|
Ре: Вопрос по...
> Был ли этот номер передан строительству в 1940 или появился в Куйбышеве в связи с переездом из Москвы?
Этот номер заводу был присвоен постановлением КО в марте 1940, наряду с остальными заводами Куйбышевской группы. Завод утерял свой номер после эвакуации на его полщадку воронежского з-да #18. Следующий завод НКАП с таким номером (приборостроительный) возник в Москве в 1943.
О совпадении номеров - согласно спискам Харрисона и Родионова номер 295 носил и "Красный Порлетарий". Кстати про 295-й завод на Каширке у них нкиаких подробностей, кроме времени существования (1930-е-41).
От
|
Алексей Мелия
|
К
|
Алекс Антонов (18.03.2004 13:17:13)
|
Дата
|
18.03.2004 14:02:14
|
Заводы
Алексей Мелия
> Надеюсь кто нибудь подскажет где (в каких городах) находились (строились, передавались НКАП из других отраслей) заводы № 43, 295, 365, 453, 459, 463, 464, 465.
№43 карликовый заводик - Киев
№463 еще меньше - Таллин
№464 Рига
№465 Кауная - это скорее местерская, месячеый выпуск менее одного самолета
Относительно крупный завод №453 стоился, точнее начинал стоится в Минске.
http://www.military-economic.ru
От
|
Михаил Мухин
|
К
|
Алексей Мелия (18.03.2004 14:02:14)
|
Дата
|
18.03.2004 15:47:09
|
Re: Заводы
Добрый день!
>Алексей Мелия
>> Надеюсь кто нибудь подскажет где (в каких городах) находились (строились, передавались НКАП из других отраслей) заводы № 43, 295, 365, 453, 459, 463, 464, 465.
>
>№43 карликовый заводик - Киев
Он не карликовый - он просто недостроенный. По смете его стоимость должна была составить 200 мил. руб. Для сравнения, сметная стоимость зав. №18 - 210 мил. руб. Другое дело, что из этих 200 лимонов в Киеве освоить сумели только 17-18, а в Воронеже - 150-160.
С уважением
Михаил