От И. Кошкин
К All
Дата 18.05.2004 23:04:54
Рубрики 11-19 век;

Краткие впечатления от фильма "Последний меч самурая"

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Перевод названия, конечно, дурацкий. В английском варианте он идет "Когда обнажен последний меч", в смысле последний боец обнажает свое оружие. У нас же перед глазам сразу встает самурай, который где-то порепел все свои железяки и теперь со вздохом достает последний, заначенный на черный день клинок.

Не буду ни перессказывать сюжет, ни давать какие-то оценки идеалам и поведению героев фильма. С меня хватит возмущенных воплей Денисова по поводу суицидальных наклонностей этих косоглазых. Остановлюсь на том, что будет крайне интересно с точки зрения фехтования и истории.

Разумеется, в фильме не могли показать, несмотря на то, что консультанты были отличные и актеров очень хорошо гоняли, НАСТОЯЩУЮ технику. Во-первых, потому что она приходит через годы тренировок, а во вторых, потому что даже с ТУПЫМИ и алюминиевыми макетами это может быть слишком опасно. В этом смысле великолепна начальная сцена фильма, когда командир Синсенгуми резко останавливает поединок на тупых стальных мечах потому, что понимает по лицу и технике бойца, что сейчас новичок убьет одного из его ветеранов просто тупой железкой. Что характерно, бойцы сразу останавливают бой, хотя оба находятся практически в начале атаки.

Относительно исторической достоверности. Я довольно мало знаю о последних когдах правления Токугава и собственно ревлюции Мэйдзи, но некоторые знания имеются. Попробую поделиться ими.

К началу шестидесятых годов 19-го века обстановка в Японии накалилась до предела. Из-за открытия страны для иностранной торговли, сделанного под давлением, в том числе воруженным, иностранных держав (в первую очередь США), экономика практически рухнула. Японские товары не могли конкурировать с еврпейскими, городское население нищало, кланы не могли поддерживать своих самураев. На паек рядового члена клана невозможно было не только поддерживать семью, но и прожить самому, и хотя запрет заниматься хозяйственной деятельностью уже давно не был препятствием для самураев, большинство из них жило впроголодь. Общепринятой была практика увольнения со службы "лишних" членов кланв, в результате которой самураи и их семьи оставались без средств к сущестованию. Страну наводнили бандиты, люди кончали с собой целыми семьями нередко родители убивали детей, поскольку не могли их прокормить. В этих условиях зародилось и стало набирать силу движение "Исин сиси" - террористические организации, боровшиеся сперва за изгнание варваров, а потом и за свержение правительства и возвращения полнты власти императору. Среди этих террористов, большинство из которых было не старше двадцати пяти, было популярно учение Ван ЯНмина (японское произношение имени китайского философа), которое в примитивной форме сводилось к тому, что человек должен стараться немедленно исправлять несправделивость и карать зло всеми доступными ему методами. Метод у этих людей был тольо один. На свою беду правительство в конце пятидесятых обратилось к самураям с призывом обучаться боевым искусствам для того, чтобы быть готовыми отразить вторжение варваров. самураи призыву вняли - в жто время опустевшие практически додзё наполняются таким количеством учеников, которого не было за все предыдущие десятилетия. Исин сиси разеврнули террор вротив правительства, убивая министров, чиновников и просто влиятельных членов клана Токугава и поддерживаюищх Токугава кланов. Самой известной их жертвой стал первый министр, убитый во время грандиозной атаки полутора десятков террористов - втрое превосходящая стража не смогла ничего сделать.

Совершенно разложившаяся полиция и армия не могли ничего противопоставить террористам, и тогда по инициативе одного из военных чиновников были созданы отряды Синсенгуми - "Новая гвардия". В отряды на конкурсной основе отбирали лучших фехтовальщиков, и, что интересно, среди них было много бойцов не их самурайского сословия -0 свидетельство полной неспособности правительство контролировть исполнение законов, ведь простолюдинам запрещалось иметь мечи (как, впрочем, и другое оружие) и упражняться в фехтовнии. Синсенгуми базировались в Мибу. Они наладили неплохую агентурную работу (впрочем, несмотря на врожденное пристрастие японцев ко всякго рода заговорам, с конспирацией у повстанцев было не очень) и принялись бороться с террористами в меру своих сил и представления о том, как нужно решать подобные вопросы. Обычная операция синсенгуми, отлично, кстати, показанная в фильме, проходила так: спецназ окружал конспиративную квартиру (или конспиративный кабак, или конспиративную гостиницу), после чего с криком: "Мы - синсенгуми, и мы тут по делу!" врывался внутрь и убивал всех, кто оказывал сопротивление. Иногда убивали и тех, кто сопротивление не оказывал. Помимо этого они устраивали ронинам из императорского окружения профилактические криптии. За это синсенгуми заслужили в народе ласковое прозвище "Волки из Мибу". Синсенгуми носили хаори с характерным орнаментом из треугольников по краю (показаны в фильме) и головные повязки. В большинстве случаев использвали мечи, поскольку часто действовали в помещениях, где с копьем было не развернуться. Синсенгуми до конца сохраняли верность сегунату и продолжали сопротивление даже после того, как сегун отрекся. Их вожди погибли, большинство членов отряда также были уничтожены.

Одними из самых знаменитых бойцов синсегуми были Сайто Хадзиме и Окубо (полного имени, к сожалению не помню). Окубо начал заниматься кэндзюцу в десять лет, в четырнадцать (по другим данным в пятнадцать) лет вступил в синсенгуми и цже в пятнадцать (или в шестнадцать) лет стал командиром одной из групп. Он умер в восемнадцать лет от туберулеза и к тому времени у него на счету было свыше двадцати убитых в поединках и схватках противников. В фильме он показан несколько старше своих лет, возможно, просто не ашли подходящего по возрасту актера. Сайто, один из двух главных героев, пережил революцию и за свои выдающиеся профессиональные качества был приглашен в новую полицию, где и проработал свыше двадцати лет, отличаясь высоким профемссионализмом и характерной для синсенгуми отмороженностью. В середине 90-х (в дате не уверен), он исчез. По официиальной версии до него наконец добрались кто-то из его многочисленных друзей, которых он завел за время своей работы в синсенгуми и полиции, по неофициальной человек таким образом решил выйти в отставку по-английски. Существует его известное фото в форме конца 80-х.

В фильме немало хорошо поставленных и снятых боевых сцен. Особый интерес для мен представляло фехтование. Тем, кто знаком с кэндзюцу и иайдзюцу исклюсительно по килбилу, настоятельно рекмендую посмотреть хорошее японское сценическое фехтование, основанное, естественно, на рельном. Наиболее интересны лично для меня были сцены боя в домах, в том числе и знаменитая резня на постоялом дворе. В замкнутом загроможденном пространстве нет места для размашистых ударов, поэтому фехтовльщики демонстрируют довольно сложны приемы иайдзюцу с многочисленными уколами, режущими и секущими ударами, перехватами рукояти и атэми - удары локтями и ногами, плюс борцовские приемы. Эта техника также неплохо показана в самомо начале, в поединке главного героя и одного из бойцов синсенгуми. В цене с харакири, кстати, показана техника режущего движения, даже не секущего, причем из положение лезвие у тела. Сцена, кстати, весьма натуральна и от того жутенькая.

В общем, не могу рекомендовать фильм тем, кому нужно трехчасовое шоудао на веревочках с оринтальной экзотикой а-ля "Тигр и Дракон которые что-то там делают" или "Затоичи", но остальным, ИМХО, фильм понравится

И. Кошкин

От Паршев
К И. Кошкин (18.05.2004 23:04:54)
Дата 19.05.2004 10:44:35

Термин не совсем мне понятный

"ронины из императорского окружения".
Ронины они вообще кто? Они на службе-то вообще могут состоять, оставаясь при этом ронинами?

От И. Кошкин
К Паршев (19.05.2004 10:44:35)
Дата 19.05.2004 11:00:59

Нормальный термин...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>"ронины из императорского окружения".
>Ронины они вообще кто? Они на службе-то вообще могут состоять, оставаясь при этом ронинами?

...около императорского двора действительно крутилось много ронинов, как выгнанных со службы, так и ронинов по жизни и даже сознательно оставивших кланы, чтобы бороться с Токугава. Они были движущей силой антиправительственных действий императорского двора.

И. Кошкин

От Jones
К И. Кошкин (19.05.2004 11:00:59)
Дата 19.05.2004 11:18:00

Re: А можешь разъяснить такой момент?

По поводу оставления героем своего клана? Перевод такой, что я не понял интриги:))

От И. Кошкин
К Jones (19.05.2004 11:18:00)
Дата 19.05.2004 11:43:58

Да нет там никакой интриги...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>По поводу оставления героем своего клана? Перевод такой, что я не понял интриги:))

...у героя семья, которая живет впроголодь. А в синсенгуми платят золотом. Он отличный специалист, вот и идет на собеседование. Но синсенгуми люди одиозные, плюс уход из клана - это нарушение традиций и принятых на себя обязательств. С другой стороны, дети кушать хотят, жена, вон, чуть не утопилась, чтобы обузой не быть. Вот и все, никакой интриги.

И. Кошкин

От Skwoznyachok
К И. Кошкин (18.05.2004 23:04:54)
Дата 19.05.2004 05:01:57

Вань, а чем тебе "Кил Билл" не угодили, оба-два? Я давно так не ржал... :-))))) (-)


От VLADIMIR
К Skwoznyachok (19.05.2004 05:01:57)
Дата 19.05.2004 09:27:32

Забавно, но слабее нек. ранних фильмов Тарантино (-)


От Daniel
К И. Кошкин (18.05.2004 23:04:54)
Дата 19.05.2004 00:35:35

Ре: Краткие впечатления...

Вечер добрый.
ИМХО, про етот-же период времени посмотрел недавно фильм Сумеречниы самурай
http://www.imdb.com/title/tt0351817/
(его так прозавали сослуживцы, из-за того что он все время после работы, в сумерках, шел домой к семье, а не пил с ними саке, т.к. денег не было). Там всего 2 драки, одна из ниx и то на деревяшках, а вторая в доме, но смотрится отлично. ИМХО, очень хорошо передает дух того времени, по крайней мере, укладывается в твое описание.
Кстати, там весь их годовой доход меряют в рисе - у главного героя был 50 коку риса в год, типа на грани нисчеты, а у одного было 400, типа круто. А сколько ето - коку ?
ПС А Затоичи мне все равно нравится !!
Всего хорошего.

От Mike
К Daniel (19.05.2004 00:35:35)
Дата 19.05.2004 00:40:36

что за единица измерения "коку"

>Кстати, там весь их годовой доход меряют в рисе - у главного героя был 50 коку риса в год, типа на грани нисчеты, а у одного было 400, типа круто. А сколько ето - коку ?

1 коку = ~180 литров. хватает на прокормление 1 японской человеко-единицы в год

С уважением, Mike.

От badger
К Mike (19.05.2004 00:40:36)
Дата 19.05.2004 04:27:23

Re: что за...

>>Кстати, там весь их годовой доход меряют в рисе - у главного героя был 50 коку риса в год, типа на грани нисчеты, а у одного было 400, типа круто. А сколько ето - коку ?
>
>1 коку = ~180 литров. хватает на прокормление 1 японской человеко-единицы в год

Энергетическая ценность риса около 330 ккал на 100 грамм, если считать что 1 литр = 1 кг риса (не в курсе плотности риса) то если принять суточную норму человека в 3000 ккал - то примерно половины не хватает. Выжить конечно человека-единица выживет на таком количестве год, но будет сильно худая и не способная к тяжелым физ. нагрузкам. Либо плотность риса заметно выше чем у воды и в литре значительно больше кг. Может в чем-то ошибаюст и специалисты сейчас поправят : )

Но в любом случае чистый доход в 50 коку риса назвать "на грани нищеты" для семью в 4 скажем персоны тяжело.

От СанитарЖеня
К badger (19.05.2004 04:27:23)
Дата 19.05.2004 19:24:41

Re: что за...

>>>Кстати, там весь их годовой доход меряют в рисе - у главного героя был 50 коку риса в год, типа на грани нисчеты, а у одного было 400, типа круто. А сколько ето - коку ?
>>
>>1 коку = ~180 литров. хватает на прокормление 1 японской человеко-единицы в год
>
>Энергетическая ценность риса около 330 ккал на 100 грамм, если считать что 1 литр = 1 кг риса (не в курсе плотности риса) то если принять суточную норму человека в 3000 ккал - то примерно половины не хватает. Выжить конечно человека-единица выживет на таком количестве год, но будет сильно худая и не способная к тяжелым физ. нагрузкам. Либо плотность риса заметно выше чем у воды и в литре значительно больше кг. Может в чем-то ошибаюст и специалисты сейчас поправят : )

Коку - приблизительно 150 кг. Калорийность риса примерно 3200 ккал. На день получается примерно 1300 ккал.

>Но в любом случае чистый доход в 50 коку риса назвать "на грани нищеты" для семью в 4 скажем персоны тяжело.

Считая, что на еду уходит 1/3 бюджета (одежда, отопление и т.п. - покупается за счет продажи риса) и что 2/3 калорий, необходимых для пропитания свыше 1300, обеспечиваемых 410 грамм риса в день (фраза "одна коку риса на прокормление 1 единицы" я могу понимать только так: риса человек съест в среднем коку в год, т.е. 410 г/день, но нехватку калорий, жиров и в особенности белков должен дополнять другой едой), обеспечивается на 1/3 овощами (по цене примерно равной равныму по калориям количеству риса) и на 1/3 мясом, рыбой и т.п. по цене впятеро выше на тот же объем калорий, получаем, что на пропитание 1 человека надо 7 коку в год, на пропитание, одежду и обогрев 20 коку, а на 4 человека соответственно 80 коку. Так что у героя 50/80=62.5% прожиточного минимума...

От И. Кошкин
К badger (19.05.2004 04:27:23)
Дата 19.05.2004 10:53:20

Подход неправильный и даже вредный. Постараюсь объяснить...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>>Кстати, там весь их годовой доход меряют в рисе - у главного героя был 50 коку риса в год, типа на грани нисчеты, а у одного было 400, типа круто. А сколько ето - коку ?
>>
>>1 коку = ~180 литров. хватает на прокормление 1 японской человеко-единицы в год
>
>Энергетическая ценность риса около 330 ккал на 100 грамм, если считать что 1 литр = 1 кг риса (не в курсе плотности риса) то если принять суточную норму человека в 3000 ккал - то примерно половины не хватает. Выжить конечно человека-единица выживет на таком количестве год, но будет сильно худая и не способная к тяжелым физ. нагрузкам. Либо плотность риса заметно выше чем у воды и в литре значительно больше кг. Может в чем-то ошибаюст и специалисты сейчас поправят : )

>Но в любом случае чистый доход в 50 коку риса назвать "на грани нищеты" для семью в 4 скажем персоны тяжело.

Паек выдавался ИМЕННО рисом, поскольку экономика кланов строилась на сельском хозяйстве. Но на это паек самурай должен был: покупать соль, одежду, форму, содержать в порядке свое оружие, снимать жилье, жертвовать на различные религиозные обряды. Все эти траты требовали ДЕНЕГ. Т. е. он должен был ПРОДАВАТЬ свой рис, чтобы получить свободные средства. Но перекупщики держали очень низкие закупочные цены на рис (из-за чего при любом народном волнении их убивали как собак в первую очередь), т. е. он получал иногда в десять-двадцать раз меньше денег, чем стоил рис на рынке. Отправлять торговать сам не мог, как по закону, так и из-за того, что у него просто не было на это времени - он же нес службу, военную или гражданскую.

Кроме того, урожаи риса все время сокращались. Это происходило из-за того, что налоги, взимавшиеся продуктом или, что хуже, иногда деньгами, были чрезмерно высоки и прямо пропорционально зависели от засеваемой площади (т. е. засеявший большую площадь крестьянин должен был отдать бОльшую долю урожая). Это приводило к тому, что крестьяе были не заинтересованы в обработке больших наделов, кроме того, они массово бежали в города.

Из-за этого паек очень часто не выдавался полностью, задерживался, а иногда самурая просто уволняли. При этом правительство выпускало указы о бережливости и учило самураев жить по средствам.

Надо сказать, что такая ситуация была далеко не везде. В провинциях тодзама (сторонних правителей), т. е. князей, не связанных с Токугава родственными узами, например в Айзу, Сацума, князьям удавалось поддерживать баланс. Там не разорялись ни крестьяне, ни самураи, торговля шла довольно хорошо, войска были неплохо обучены. Именно эти провинции стали опорой императорской армии в революции Мэйдзи

И. Кошкин

От Daniel
К И. Кошкин (19.05.2004 10:53:20)
Дата 19.05.2004 11:34:44

Ре: Подход неправильный

Все понятно. Главному герою даже пришлось продать свой меч (он носил в ножнах деревяшку) и остаться только с коротким мечом, чтобы достойно (как того требовали родственники) "справить " похороны жены...

Всего хорошего.

От Роман Алымов
К badger (19.05.2004 04:27:23)
Дата 19.05.2004 10:44:20

Это же не только продовольствие (+)

Доброе время суток!
>Но в любом случае чистый доход в 50 коку риса назвать "на грани нищеты" для семью в 4 скажем персоны тяжело.
**** Надо ещё что-то одевать, чем-то дом отапливать, и тд - вообшем наверное разойдётся всё.
С уважением, Роман

От Evg
К badger (19.05.2004 04:27:23)
Дата 19.05.2004 10:13:35

Re: что за...


>Энергетическая ценность риса около 330 ккал на 100 грамм, если считать что 1 литр = 1 кг риса (не в курсе плотности риса) то если принять суточную норму человека в 3000 ккал - то примерно половины не хватает. Выжить конечно человека-единица выживет на таком количестве год, но будет сильно худая и не способная к тяжелым физ. нагрузкам. Либо плотность риса заметно выше чем у воды и в литре значительно больше кг. Может в чем-то ошибаюст и специалисты сейчас поправят : )

Рис в воде тонет. Т.е. плотность его зерна больше.
Но гравиметрическая плотность примерно соответствует. 1 кг риса входит в литровую банку под завязку. Т.е. его плотность немного больше.