От Mole Man
К All
Дата 31.05.2004 15:04:02
Рубрики Прочее; Байки;

ВИ момент

>Или здесь был не замеченный мною военно-исторический момент?

Пардон :))))
Забыл спросить вот что. Там американские военные вертолёты падают на лету, потому как замерзает топливо.
Хотел узнать:
1. На чем реально летают американские военные вертолёты - на солярке или на бензине?
2. Какова реальная температура замерзания топлива и смазки в вертолётном движке?

По фильму там -100 C . Но мне кажется (найти данные пока не смог), что топливо замерзнет и при более высокой температуре.
Или надо добавлять спец.добавки от мороза?

------------------------------------------------------
ps. В фильме порадовало отсутствие чернокожих героев в военной форме, самоотверженно спасающих мир.
А деньги, похоже, пора хранить в мексиканских песо :)

От Игорь Куртуков
К Mole Man (31.05.2004 15:04:02)
Дата 31.05.2004 18:42:33

Ре: ВИ момент

> Там американские военные вертолёты падают на лету, потому как замерзает топливо.

Там АНГЛИЙСКИЕ военные вертолеты падают на лету.

>А деньги, похоже, пора хранить в мексиканских песо :)

Сценарий называется "Кошкин Дом".

От Mole Man
К Игорь Куртуков (31.05.2004 18:42:33)
Дата 31.05.2004 19:13:19

Ре: ВИ момент

> Там АНГЛИЙСКИЕ военные вертолеты падают на лету.

Наверняка вы правы. Я собираюсь второй раз фильм посмотреть, а то не все детали запомнил. Там такие быстрые переходы из страны в страну, что я не все точно понял.
Зрелищность захватывает, конечно.

> Сценарий называется "Кошкин Дом".

И точно, вечный классический сюжет :))


От Константин Федченко
К Mole Man (31.05.2004 15:04:02)
Дата 31.05.2004 17:32:43

таки минус 100 по Цельсию или по Фаренгейту??? (-)


От Mole Man
К Константин Федченко (31.05.2004 17:32:43)
Дата 31.05.2004 17:55:04

сказали - минус 100 по Цельсию , минус 150 по Фаренгейту (-)

.

От Роман Алымов
К Mole Man (31.05.2004 17:55:04)
Дата 31.05.2004 22:09:17

А чего вдруг такой дубняк? (+)

Доброе время суток!
Я понимаю там в результате изменения течений похолодает на 10 градусов, ну на 20 - это тоже нехило, но не до -100 же, это и в Антарктиде такого нет... Вот придумщики.

С уважением, Роман

От Daniel
К Роман Алымов (31.05.2004 22:09:17)
Дата 31.05.2004 22:17:43

Ре: А чего...

>Доброе время суток!
> Я понимаю там в результате изменения течений похолодает на 10 градусов, ну на 20 - это тоже нехило, но не до -100 же, это и в Антарктиде такого нет... Вот придумщики.

>С уважением, Роман

В описании к к/ф сказано, что -100 по Фаренгейту, г-н Mole Man скорее всего ошибся...
Всего хорошего.

От Mole Man
К Daniel (31.05.2004 22:17:43)
Дата 01.06.2004 02:10:34

Господь с вами ,сами пересчитайте!

>В описании к к/ф сказано, что -100 по Фаренгейту, г-н Mole Man скорее всего ошибся...

Сами посчитайте.
-100 по Фаренгейту это -38 по Цельсию.
В такую температуру не то что вертолетный керосин не замерзнет, а я свою машину завожу без проблем. Да и на лыжах при -40 сам катался, никаких таких ужасов не испытывал.

"Описатели" фильма для краткости наврали, небось.
В фильме я четко слыхал -150 по Фарегнейту, -100 по Цельсию. Переводчик не поленился проговорить обе цифры.
Но пойду второй раз смотреть, повнимательнее послушаю этот момент :)

Хотя может и правда при -38 вертолётам каюк???


От moi
К Mole Man (01.06.2004 02:10:34)
Дата 01.06.2004 13:10:26

Re: Господь с...

>-100 по Фаренгейту это -38 по Цельсию.

-73 по Цельсию - как раз самое оно

>В такую температуру не то что вертолетный керосин не замерзнет, а я свою машину завожу без проблем. Да и на лыжах при -40 сам катался, никаких таких ужасов не испытывал.


С уважением, moi

От Vold
К Mole Man (01.06.2004 02:10:34)
Дата 01.06.2004 08:05:51

А у нас в Якутске

>Хотя может и правда при -38 вертолётам каюк???
При -40 реактивные самолёты летают. При температуре ниже 45 не летают по причине тумана.

Машины (и наши и япономарки) спокойно бегают и при -50. Хотя такоё температуры давно не было.

От ZaReznik
К Vold (01.06.2004 08:05:51)
Дата 01.06.2004 18:55:53

Re: А у...

>При температуре ниже 45 не летают по причине тумана.
?!?!?
а нельзя ли поподробнее

От объект 925
К ZaReznik (01.06.2004 18:55:53)
Дата 01.06.2004 19:01:50

Ре: А у...

>а нельзя ли поподробнее
++++
Что подробней? При сильном морозе стоит туман.
Алеxей

От ZaReznik
К объект 925 (01.06.2004 19:01:50)
Дата 01.06.2004 19:43:48

Ре: А у...

>Что подробней? При сильном морозе стоит туман.
Дык, а это особенность именно якутская или сильных морозов ваще? Помнится, в той же Антарктиде народ летает.

P.S. личного опыта больших минусов нету, по-этому и заинтересовало

От Vold
К ZaReznik (01.06.2004 19:43:48)
Дата 02.06.2004 09:32:18

Особенность

>>Что подробней? При сильном морозе стоит туман.
>Дык, а это особенность именно якутская или сильных морозов ваще? Помнится, в той же Антарктиде народ летает.

Особенность географии. Якутск расположен в долине, на восток от нас река, на запад сопки (стена из холма высотой метров 100, угол холма градусов наверно 60 или больше). При температуре ниже 40 начинается сильный туман (видимость падает от 10 до 5 метров). А вот на наверху, на сопках тумана нет.

>P.S. личного опыта больших минусов нету, по-этому и заинтересовало

От Aly4ar
К Vold (02.06.2004 09:32:18)
Дата 02.06.2004 19:30:31

Местные-то летают (+)

> Особенность географии. Якутск расположен в долине, на восток от
> нас река, на запад сопки (стена из холма высотой метров 100, угол
> холма градусов наверно 60 или больше). При температуре ниже 40
> начинается сильный туман (видимость падает от 10 до 5 метров).
> А вот на наверху, на сопках тумана нет.

И на "Туймааду в минус за полтинник садятся, у кого опыт есть и
чуйка, кто-то на Маганскую полосу садиться. Москвичи и прочие
"европейцы" :)) те да - на Мирный и Нерюнгри уходят.

А туман у нас кроме метео ещё и благодаря изношенности теплотрасс.


От Vold
К Aly4ar (02.06.2004 19:30:31)
Дата 03.06.2004 12:17:18

Re: Местные-то летают

>И на "Туймааду в минус за полтинник садятся, у кого опыт есть и
>чуйка, кто-то на Маганскую полосу садиться. Москвичи и прочие
>"европейцы" :)) те да - на Мирный и Нерюнгри уходят.
Ну да! На Магане же военный аэродром был. Сейчас правда его вроде закрыли.

>А туман у нас кроме метео ещё и благодаря изношенности теплотрасс.
Привет земляку! :)

От ZaReznik
К Vold (02.06.2004 09:32:18)
Дата 02.06.2004 11:05:07

Спасибо (-)


От FVL1~01
К ZaReznik (01.06.2004 19:43:48)
Дата 01.06.2004 20:27:45

В антарктиде вроде на больших морозах внутри материка

И снова здравствуйте
никаких туманов.

С уважением ФВЛ

От объект 925
К ZaReznik (01.06.2004 19:43:48)
Дата 01.06.2004 20:13:50

Ре: А у...

>Дык, а это особенность именно якутская или сильных морозов ваще?
+++
В Красноярком крае тоже. Бывает. ИМХО в Красноярке (по сравнению с "по-краю") чаще из-за водохранилища (большая сырость).
Алеxей

От Ktulu
К Vold (01.06.2004 08:05:51)
Дата 01.06.2004 10:03:49

А заводятся при -50C они тоже спокойно? (-)


От Vold
К Ktulu (01.06.2004 10:03:49)
Дата 01.06.2004 18:12:21

А они (движки) не глушатся :) (-)


От Ktulu
К Vold (01.06.2004 18:12:21)
Дата 01.06.2004 20:58:03

И какой расход бензина получается? 30л/100км :) ? (-)


От Vold
К Ktulu (01.06.2004 20:58:03)
Дата 02.06.2004 09:25:06

Спросил у человека с машиной.

На японках стоит дозированый впрыск и на холостом ходу топлива потребляется очень мало. В зимних условиях расход увиличивается литра на два. Друг говорит, что летом у него уходит 8 литров, зимой 12-14 (имеется в виду расход не на 100 км, а расход с утра до вечера).
Также рассказывал, что к нему однажды вечером приехал друг и машина простояла проколмотила на улице сутки. Расход за сутки - пять литров.

Наш российский автопром естественно ест больше.

От Kron
К Vold (02.06.2004 09:25:06)
Дата 02.06.2004 15:15:56

Re: Спросил у...

>На японках стоит дозированый впрыск и на холостом ходу топлива потребляется очень мало. В зимних условиях расход увиличивается литра на два. Друг говорит, что летом у него уходит 8 литров, зимой 12-14 (имеется в виду расход не на 100 км, а расход с утра до вечера).

Да,зимний расход больше, в основном, потому, что зимой машина дольше работает. Летом приехал куда - заглушил и сидишь куришь, а зимой - сидишь греешься. И прогреваться (стоя на месте) после более-менее длительных остановок (и остывает быстрее) дольше надо.

>Также рассказывал, что к нему однажды вечером приехал друг и машина простояла проколмотила на улице сутки. Расход за сутки - пять литров.

Как бывший дизелевладелец подтверждаю. Могло быть и меньше.

>Наш российский автопром естественно ест больше.

Не думаю, что намного...

От Vold
К Ktulu (01.06.2004 20:58:03)
Дата 02.06.2004 03:05:41

А у нас не бензин, почти у всех (у многих) газ! :)

Не знаю, своеё машины нет. У кого тёплых гаражей нет - машины на зиму оставляют.

От VAF
К Ktulu (01.06.2004 20:58:03)
Дата 01.06.2004 22:50:23

Ну Вы и даете

Средний расход топлива на 1 час работы дизеля - около 50 литров.

Это данные для тяжелого гусеничного быстроходного тягача АТ-Т при работе с прицепом. Взято из практикума по трактору от 1971 года.

От Kron
К VAF (01.06.2004 22:50:23)
Дата 02.06.2004 15:06:35

Re: Ну Вы...

>Средний расход топлива на 1 час работы дизеля - около 50 литров.

>Это данные для тяжелого гусеничного быстроходного тягача АТ-Т при работе с прицепом. Взято из практикума по трактору от 1971 года.

Что-то многовато... Какой там у него рабочий объём? Может подразумевается 1 час работы трактора, а не двигателя на холостом ходу?

От Ktulu
К VAF (01.06.2004 22:50:23)
Дата 02.06.2004 08:44:30

Этот факт, безусловно, интересный и поучительный, но

>Средний расход топлива на 1 час работы дизеля - около 50 литров.
>Это данные для тяжелого гусеничного быстроходного тягача АТ-Т при работе с прицепом. Взято из практикума по трактору от 1971 года.

... гусеничный быстроходный тягач не вполне вписывается и описание
автомобилей в исходном постинге. Речь там шла о легковых автомобилях,
у которых нормальный расход топлива не более 10-15 л/100 км.
Когда двигатель легкового автомобиля работает круглые сутки, этот
расход может повышаться до 30 л/100 км в среднем, что для типичного
легкового автомобиля много.

--
Алексей

От VAF
К Ktulu (02.06.2004 08:44:30)
Дата 02.06.2004 08:48:43

Начинали за здравие,

а когда перешли на упокой я не заметил :-)

От Siberiаn
К Mole Man (01.06.2004 02:10:34)
Дата 01.06.2004 07:49:16

А какая то машинка у вас?


>-100 по Фаренгейту это -38 по Цельсию.
>В такую температуру не то что вертолетный керосин не замерзнет, а я свою машину завожу без проблем. Да и на лыжах при -40 сам катался, никаких таких ужасов не испытывал.

И движок у ней?

Siberian

От Виктор Крестинин
К Siberiаn (01.06.2004 07:49:16)
Дата 01.06.2004 07:50:38

Белый "Мерседес" с АКП, если я правльно помню)))) (-)


От Siberiаn
К Виктор Крестинин (01.06.2004 07:50:38)
Дата 01.06.2004 17:35:25

Вот вот... Мерс - нежная машина относительно морозов

В -38 для нее это не так уж и легко завестись

Siberian

От Роман Алымов
К Daniel (31.05.2004 22:17:43)
Дата 31.05.2004 22:19:06

Всё равно многовато будет (-)


От SerP-M
К Роман Алымов (31.05.2004 22:19:06)
Дата 31.05.2004 22:24:22

Гигантский циклон. В "глазу" - по фильму - ОЧЕНЬ быстро воздух...(+)

... с высоты 100 км засасывается вниз, до уровня земли. Якобы, скорость понижения температуры типа 10 градусов (Ф??) в секунду. ИМХО, кадры утрированы в ЛЮБОМ случае, ибо даже попав в -100 по Цельсмию в зимней одежке, за пять-десять секунд до состояния стекла невозможно замерзнуть в газовой среде без ветерка этак в 300 км/час. Это в жидкий азот окунать надо, чтобы добиться того эффекта, который в фильме показан...
Сергей М.

От Роман Алымов
К SerP-M (31.05.2004 22:24:22)
Дата 31.05.2004 22:28:59

А воздух не должен разогреваться при таком радикальном затягивании? (-)


От Igal
К Роман Алымов (31.05.2004 22:28:59)
Дата 01.06.2004 00:29:06

А он и разогрелся, ибо

на высоте 100 км очень холодно -273С,
т.е. циклон вакуум засосал

А вообще, страшго представить, что случится, если на заводе по производству вакуумных бомб произойдет утечка этого самого оружейного вакуума ...

С уважением,
Igal

От Александр~К
К Igal (01.06.2004 00:29:06)
Дата 01.06.2004 10:09:20

Re: А как можно...

>т.е. циклон вакуум засосал

как можно засосать вакуум!? Вакуум это полное отсутствие чего-нибудь (акромя магнитных гравитационных и прочих полей)!

Циклон образуется в области низкого давления. Т.е. воздух со всех сторон стремится в эту область, вращением Земли закручивается, образуется структура где подсос воздуха происходит снизу и выталкивается вверх

От СанитарЖеня
К Александр~К (01.06.2004 10:09:20)
Дата 01.06.2004 10:52:51

Re: А как

>>т.е. циклон вакуум засосал
>
>как можно засосать вакуум!? Вакуум это полное отсутствие чего-нибудь (акромя магнитных гравитационных и прочих полей)!

>Циклон образуется в области низкого давления. Т.е. воздух со всех сторон стремится в эту область, вращением Земли закручивается, образуется структура где подсос воздуха происходит снизу и выталкивается вверх

Вообще-то про "засосанный циклоном воздух" это шутка. В той же степени, что и про -273 градуса...

От SerP-M
К Igal (01.06.2004 00:29:06)
Дата 01.06.2004 02:14:27

Очень правилно сказал таварыщ Игал! :)))) (-)


От SerP-M
К Роман Алымов (31.05.2004 22:28:59)
Дата 31.05.2004 22:31:22

Я не метеоролог! :))) Просто повторил объяснения из фильма (вчера смотрел). (-)


От tarasv
К Mole Man (31.05.2004 15:04:02)
Дата 31.05.2004 16:40:17

Re: ВИ момент

>1. На чем реально летают американские военные вертолёты - на солярке или на бензине?

Авиакеросин.

>2. Какова реальная температура замерзания топлива и смазки в вертолётном движке?

Авиакеросин марки РТ замерзает при -55, ТС-1 при -60, JP-4 (это не совсем керосин а нечто среднее с бензином) -72 и JP-8 (стандартные виды топлива ВВС США) -47.

>По фильму там -100 C . Но мне кажется (найти данные пока не смог), что топливо замерзнет и при более высокой температуре.

См выше -100 это даже для пркатически бензина JP-4 это уже очень много.

>Или надо добавлять спец.добавки от мороза?

Не помогут - надо не выключать двигатель и как-то греть баки.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Мелхиседек
К Mole Man (31.05.2004 15:04:02)
Дата 31.05.2004 16:08:54

Re: ВИ момент


>2. Какова реальная температура замерзания топлива и смазки в вертолётном движке?

-60 по цельсию

>Или надо добавлять спец.добавки от мороза?
они так там есть

От СанитарЖеня
К Mole Man (31.05.2004 15:04:02)
Дата 31.05.2004 15:16:20

Re: ВИ момент

>>Или здесь был не замеченный мною военно-исторический момент?
>
>Пардон :))))
>Забыл спросить вот что. Там американские военные вертолёты падают на лету, потому как замерзает топливо.
>Хотел узнать:
>1. На чем реально летают американские военные вертолёты - на солярке или на бензине?
>2. Какова реальная температура замерзания топлива и смазки в вертолётном движке?

>По фильму там -100 C . Но мне кажется (найти данные пока не смог), что топливо замерзнет и при более высокой температуре.
>Или надо добавлять спец.добавки от мороза?

>------------------------------------------------------
>ps. В фильме порадовало отсутствие чернокожих героев в военной форме, самоотверженно спасающих мир.
>А деньги, похоже, пора хранить в мексиканских песо :)

0. Поскольку ветка приобрела административный характер, просьба по крайней мере не продолжать диалог в "карательных" ее подветках.
1. Соляр превращается в "желе" где-то при -50... При -100 то же будет и с бензином.
2. Добавка к солярке - бензин, добавка к бензину - ???
3. Насколько я знаю, на легких вертолетах двигатели поршневые (бензин), на тяжелых - турбовинтовые (авиакеросин). Собственно соляровое масло топливо для дизелей, и на вертолетах не применяется (были опыты с авиадизелями в 30-х и несколько позже, но окончились ничем).
4. Двигатель греет сам себя, так что если запустили - не замерзнет. Вот если заглохнет... А вот летчики, скорее всего, замерзнут куда раньше...
5. Военно-финансовые аспекты не совсем оффтопичны, но все же не совсем сюда...

От Юрий А.
К СанитарЖеня (31.05.2004 15:16:20)
Дата 01.06.2004 10:32:51

Re: ВИ момент

>2. Добавка к солярке - бензин, добавка к бензину - ???

добавка к соляре не бензин, а керосин. Именно наличие керосина и отличает летнюю солярку от зимней.

>4. Двигатель греет сам себя, так что если запустили - не замерзнет. Вот если заглохнет... А вот летчики, скорее всего, замерзнут куда раньше...

Не знаю, как у летчиков но для запуска заглохшего двигателя есть электроподогрев баков. Например на тепловозах зимнюю солярку вообще не используют (т.е. не разбавляют керосином) а постоянно зимой подогревают баки.

От Юрий А.
К Юрий А. (01.06.2004 10:32:51)
Дата 01.06.2004 10:48:10

Поправка. Электроподогрев двигателя. :-) +баков (-)


От tarasv
К СанитарЖеня (31.05.2004 15:16:20)
Дата 31.05.2004 16:36:47

Re: Небольшая поправочка

>3. Насколько я знаю, на легких вертолетах двигатели поршневые (бензин), на тяжелых - турбовинтовые (авиакеросин).

Поршневых вертолетов практически не осталось, в штатах но крайней мере.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От СанитарЖеня
К tarasv (31.05.2004 16:36:47)
Дата 31.05.2004 16:56:03

Re: Небольшая поправочка

>>3. Насколько я знаю, на легких вертолетах двигатели поршневые (бензин), на тяжелых - турбовинтовые (авиакеросин).
>
> Поршневых вертолетов практически не осталось, в штатах но крайней мере.

Остались. Но вот есть ли на вооружении - сомневаюсь.

От JGL
К СанитарЖеня (31.05.2004 16:56:03)
Дата 31.05.2004 17:33:51

Re: Небольшая поправочка

Здравствуйте,
>>
>> Поршневых вертолетов практически не осталось, в штатах но крайней мере.
>
>Остались. Но вот есть ли на вооружении - сомневаюсь.
Как вспомогательные и тренировочные - и в армии, и в полиции.


С уважением, Юрий.

От tarasv
К JGL (31.05.2004 17:33:51)
Дата 31.05.2004 18:50:22

Re: А какие именно в армии?

>>Остались. Но вот есть ли на вооружении - сомневаюсь.
>Как вспомогательные и тренировочные - и в армии, и в полиции.

Ничего не могу вспомнить, вроде как все с ТВД.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От JGL
К tarasv (31.05.2004 18:50:22)
Дата 31.05.2004 19:02:40

Hughes/Schweizer 269/300

Здравствуйте,

Армейское обозначение ТН-55, если не ошибаюсь.
Вот он в полицейской версии:


С уважением, Юрий.

От tarasv
К JGL (31.05.2004 19:02:40)
Дата 31.05.2004 19:50:53

Re: Сняты с вооружения вроде как лет 20 назад сейчас тренировочные TH-67


который Bell-206. Причем Schweizer в модификации с ТвВД проиграл конкурс на учебный вертолет для армии, одним из требований которого было именно ТвВД а не ПД как двигатель.

>Армейское обозначение ТН-55, если не ошибаюсь.
>Вот он в полицейской версии:

Полицейский не интересно. Я тут сразу могу сказать что "ментокрылых мусоршмитов" американского разлива не знаю вобще :-( так что охотно верю что используют.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От JGL
К tarasv (31.05.2004 19:50:53)
Дата 01.06.2004 11:57:02

Не уверен, ТН-67 вроде бы делался на замену ТН-1,...

Здравствуйте,

> который Bell-206. Причем Schweizer в модификации с ТвВД проиграл конкурс на учебный вертолет для армии, одним из требований которого было именно ТвВД а не ПД как двигатель.
... и выпущено их было сотни полторы.
>
> Полицейский не интересно. Я тут сразу могу сказать что "ментокрылых мусоршмитов" американского разлива не знаю вобще :-( так что охотно верю что используют.
А в качестве "цементовозов" у американцев чего только не летает;), включая европейские вертушки.


>Орфографический словарь читал - не помогает :)
С уважением, Юрий.

От tarasv
К JGL (01.06.2004 11:57:02)
Дата 01.06.2004 13:01:30

Re: Как не странно и Хьюи остались

>Здравствуйте,

Например вот здесь ведется начальная подготовка вертолетчиков
http://www.globalsecurity.org/military/facility/shell.htm

На официальном http://www-rucker.army.mil/ исторического раздела я не нашел, как и фотографий ТН-55, может искать не умею :-(

>А в качестве "цементовозов" у американцев чего только не летает;), включая европейские вертушки.

Ясненько, по фильмама у меня сложилось впечатление что действительно чего только у полицейских нет.

Орфографический словарь читал - не помогает :)

От Мелхиседек
К tarasv (31.05.2004 16:36:47)
Дата 31.05.2004 16:42:52

Re: Небольшая поправочка

>>3. Насколько я знаю, на легких вертолетах двигатели поршневые (бензин), на тяжелых - турбовинтовые (авиакеросин).
>
> Поршневых вертолетов практически не осталось, в штатах но крайней мере.

до сих пор производят лёгкие поршневые вертолёты, та же Robinson Helicopter Company как раз из США

От Warrior Frog
К СанитарЖеня (31.05.2004 15:16:20)
Дата 31.05.2004 15:40:34

Владимир Санин. Семьдесят два градуса ниже нуля (+)

Здравствуйте,


ЗАГУСТЕВШАЯ КРОВЬ



   В этом походе все было наоборот; двигался поезд ночью, а под утро останавливался, и люди отдыхали. Делалось так потому, что ночью морозы сильнее и заводить машины лучше было днем, когда температура на несколько градусов выше. Впрочем, к Центральной Антарктиде уже подходила полярная ночь, солнце покидало материк на долгих полгода, и разница между временами суток становилась все менее заметной. К тому же если на Большой земле люди не очень любят работать в ночную смену, то походникам это безразлично. Все равно до жены, детей, телевизора и стадиона около двадцати тысяч километров, а раз так, то какая разница, когда работать и когда отдыхать. И поезд шел ночью. Впереди была Комсомольская, а там цистерна, и мысли всех десяти человек сосредоточились на ней, на этой цистерне.
   Когда первопроходцы пробивались от Мирного к Востоку, по дороге они основывали станции. Так возникли Пионерская, Восток-1 и Комсомольская. И хотя станции эти давным-давно были законсервированы и для жилья не годились, приход на каждую из них для походников означал многое. Что ни говорите, а промежуточный финиш - этап большого пути. Пионерскую уже в незапамятные времена первых экспедиций занесло многометровой толщей снега, на Востоке-1 только вехи стояли, а в полузасыпанный домик на Комсомольской можно было при желании даже зайти и вообразить, как он выглядел, когда люди вдохнули в него жизнь, И заходили, чтобы испытать чувство приобщенности к человечеству: хоть и бывшее, но все-таки жилье! Не бездушная белая пустыня.
   Двигаясь к Востоку, походники Гаврилова на каждой из этих станций оставляли цистерны с горючим и бочки с маслом - для себя же, на обратную дорогу. На Комсомольской тоже была оставлена цистерна. Никуда она деться не могла, разве что пурга, встретив на гладком куполе эту преграду, надела бы на нее белую шубу; никто не мог цистерну ни разбить, ни украсть, ни припрятать, а думали о ней походники с лютым беспокойством. Или, вернее сказать, с надеждой, к которой примешивалась глухая тревога.
   Трудно жить человеку, когда нет перспективы. Если даже все у него сложилось хорошо, не давят невзгоды и не угнетают болезни. Так уж устроен человек, что ему обязательно нужно надеяться на лучшее, чем то, что у него есть. А в тяжелые моменты жизни мечта спасает. Не самообман - бессмысленное утешение слабых, не больная фантазия нищего, который шарит по тротуару глазами в поисках туго набитого бумажника, а мечта, за которую нужно и стоит бороться.
   Такой путеводной звездой стала для походников цистерна на Комсомольской.
   Неделю назад радист и по совместительству метеоролог Борис Маслов, вытащив из снега термометр, воскликнул: "Шестьдесят два, привет, братва!" Тошка полез на цистерну - их две, по четырнадцать кубов каждая, везла на санях "Харьковчанка" - и отвинтил горловину. Изумленно всмотрелся в содержимое цистерны и провозгласил:
   - Кому киселю? Две копейки черпак!
   Шутку не приняли. Механик-водитель относится к своей машине, как к живому организму: двигатель-сердце разгоняет по кровеносным сосудам соляр и масло, ведущая звездочка и катки-суставы вращают гусеничную ленту, которая служит тягачу ногами. Как и живому организму, тягачу необходима каждая деталь. Но главное - это сердце. Если лопаются на гусеничных траках пальцы, летят на маслопроводах дюриты и случаются другие привычные мелкие поломки, водитель только чертыхается. А когда дает перебои сердце, шутки в сторону.
   Люди подошли к цистерне и молча смотрели, как Тошка пытается вылить из черпака соляр. Он не выливался! Жидкость потеряла текучесть. Густая, похожая на студень масса будто прикипела к черпаку. Топливо перестало быть топливом, кровь загустела!
   О таких необычных явлениях рассказывали восточники, которые открыли, что при сверхнизких температурах в ведро с бензином можно опустить горящий факел, и тот погаснет, что соляр можно резать, как мармелад, а железная труба от удара кувалдой разлетается, словно она сделана из фарфора.
   Наверное, для науки действительно очень важно и интересно было узнать, как изменяются свойства веществ в практических условиях, приближенных к космическим. Ступенька в познании объективного мира! Но мысли походников, молча смотревших да черпак в руке Тошки, были приземленнее. Они видели, что топливо загустело, и ясно представили себе причину и следствие этого явления.
   В дизельном топливе после перегонки остается небольшая часть парафина. В летних сортах его больше, в зимних меньше. Для работы двигателя в условиях температур ниже 45° в зимнее топливо добавляется 15-20 процентов керосина. Если же в сильный мороз идти на недостаточно разведенном соляре, то в нем, стоит тягачу остановиться и заглушить двигатель, быстро образуются парафиновые пробки. Эти пробки забивают топливопровод и топливный насос, и солярка, как кровь, закупоренная тромбом, перестает обращаться.
   Синицын!
   "Гад, сволочь и сукин сын! - подумал Гаврилов. Если вернусь, прибью!"
   "Если вернусь, - резануло по сердцу. - Попробуй дойди на таком мармеладе..."
   Ярость душила Гаврилова. Он рванул подшлемник и вдохнул ртом воздух, один раз, другой. Обжег легкие, задохнулся.
   - Батя, надень! - бросился к нему Антонов, но Гаврилов отпихнул его, полез на цистерну, взял у Тошки черпак и повертел им в горловине.
   Надвинул подшлемник и спустился вниз. Окинул взглядом напряженно застывших в полутьме ребят.
   - Влипли, как муха в варенье, - хрипло вымолвил Игнат Мазур.
   - Ужинать! - приказал Гаврилов, и все пошли на камбуз.
   И отныне двигались ночью и мечтали о цистерне, которую они оставили на Комсомольской: а вдруг в ней зимнее топливо? Понимали, что если уж в одной цистерне студень, то и в остальных скорей всего то же, но все-таки надеялись, заставляли себя верить. А вдруг? Хотели было послать Синицыну на "Визе" радиограмму, спросить, потребовать, чтобы ответил по-честному, но Гаврилов запретил. Сказал, что не стоит унижаться, а сам про себя подумал, что отрицательный ответ лишит ребят надежды и кое-кто может пасть духом. Надежда - тоже топливо, без нее не дойдешь. Не будет удачи на Комсомольской - можно помечтать о цистерне на Востоке-1, там осечка - верь в цистерну на Пионерской. А оттуда до Мирного меньше четырехсот километров, на святом духе дойдем.
   С каждым днем все холодало, и скоро стало семьдесят градусов ниже нуля.
   Очередной бросок начинали так. Растапливали в бочке на костре масло, которое стало твердым, как битум, и заливали по шесть - восемь ведер на тягач. Тут же запускали прогреватель, грели антифриз и масло. Антифриз набирал тепло значительно быстрее, и тогда прогрев прекращали, чтобы антифриз отдал избыток тепла маслу. Потом снова начинали и снова прекращали, и так много раз, пока масло не нагревалось до плюс десяти градусов, а антифриз - до плюс восьмидесяти. Одновременно в бочках грели соляр. Как только масляный насос начинал гнать масло в систему, разжиженный соляр перекачивали в топливный бак и запускали двигатель.
   Кончали с одним тягачом, переходили к другому. На все это уходило четыре-пять часов, а иногда и больше. Однажды так и не смогли запустить двигатели двух машин и сутки простояли.
   Медленно, с надрывом, но шли, километр за километром. Останавливались часто: у одного тягача летели пальцы, у другого дюриты, у третьего лопалась серьга прицепного устройства. Поморозились на холоде, на котором ни один человек до сих пор не работал, ни один, потому что даже восточники в такие морозы выходят из дому лишь на двадцать - тридцать минут. Но шли: жизнь можно было сохранить только в движении.

http://lib.ru/PROZA/SANIN/72gradusa.txt

Рекомендую. По крайней мере в "тракторные походы" он ездил
Александр

От EVGEN
К Warrior Frog (31.05.2004 15:40:34)
Дата 31.05.2004 16:24:07

Re: Владимир Санин....

>ЗАГУСТЕВШАЯ КРОВЬ

И еще вопрос.
А не проще было не глушить дизеля на ночь, чем по 4-5 часов возиться с их запуском. Или я чего не понял?


С уважением, EVGEN!

От Мелхиседек
К Warrior Frog (31.05.2004 15:40:34)
Дата 31.05.2004 16:13:51

Re: Владимир Санин....

по ГОСТ 305-82 температура застывания арктического дизтоплива -55°С
а ещё топливо ДМ, где температура застывания +10°С

От EVGEN
К Warrior Frog (31.05.2004 15:40:34)
Дата 31.05.2004 15:47:54

Re: Владимир Санин....

>Растапливали в бочке на костре масло, которое стало твердым, как битум, и заливали по шесть - восемь ведер на тягач.

А из чего они разводили костер, на котором при -62 можно было растопить 6-8 ведер масла?

С уважением, EVGEN!

От FVL1~01
К EVGEN (31.05.2004 15:47:54)
Дата 31.05.2004 15:58:55

Скорее всего из лигроина (-)


От EVGEN
К СанитарЖеня (31.05.2004 15:16:20)
Дата 31.05.2004 15:40:11

Re: ВИ момент

>1. Соляр превращается в "желе" где-то при -50...
Дизельное топливо летнее застывает при -10 град.С, дизельное топливо зимнее при - 35 -45 град. С, дизельное топливо арктическое при -55 град.
У топлива для реактивных двигателей температура начала кристаллизации -55-60 град.

>2. Добавка к солярке - бензин, добавка к бензину - ???
Слыхал, что при "холодном" запуске применяют эфир.

>4. Двигатель греет сам себя, так что если запустили - не замерзнет.

Если двигатель с обогреваемыми топливными фильтрами. Иначе возможная вода в топливе превращается в кристаллы льда, забивает фильтры, и...

Правда для недопущения сего есть соотв.добавки в топливо.

С уважением, EVGEN!

От Siberiаn
К Mole Man (31.05.2004 15:04:02)
Дата 31.05.2004 15:14:50

Re: ВИ момент

>>Или здесь был не замеченный мною военно-исторический момент?
>
>Пардон :))))
>Забыл спросить вот что. Там американские военные вертолёты падают на лету, потому как замерзает топливо.
>Хотел узнать:
>1. На чем реально летают американские военные вертолёты - на солярке или на бензине?

Не на солярке и не на бензине.
На керосине

>2. Какова реальная температура замерзания топлива и смазки в вертолётном движке?

>По фильму там -100 C . Но мне кажется (найти данные пока не смог), что топливо замерзнет и при более высокой температуре.
>Или надо добавлять спец.добавки от мороза?

Нет таких.
Масел промышленных работающих при -100 нет. Максимум минус 60 с небольшим. Это масла с синтетической базой на сложных эфирах.

Керосин не замерзает при -70 -80. Дальше не знаю


Siberian

От Daniel
К Siberiаn (31.05.2004 15:14:50)
Дата 31.05.2004 15:20:15

Ре: ВИ момент

>Масел промышленных работающих при -100 нет. Максимум минус 60 с небольшим. Это масла с синтетической базой на сложных эфирах.

>Керосин не замерзает при -70 -80. Дальше не знаю


>Сибериан

ИМХО, не замерзает, но, наверное, густеет. Плюс, наверное, при таких погодных условиях, есче и атм. давление изменилось. Вспоминаетса епизод, когда наши Су-27 возврасчались из штатов и чуть не случилось катастрофы, из-за того что залитое амер.топливо не было прогодно для полетов на больших высотах.
Всего хорошего.

От stepan
К Daniel (31.05.2004 15:20:15)
Дата 31.05.2004 15:26:55

Ре: ВИ момент

>Вспоминаетса епизод, когда наши Су-27 возврасчались из штатов и чуть не случилось катастрофы, из-за того что залитое амер.топливо не было прогодно для полетов на больших высотах.
>
В данном случае причина возможно в другом. На высоте возможно вскипание топлива, особенно в насосах. В таком случае низкая температура топлива полезна, но оно очень медленно остывает в протектированных баках при быстром наборе высоты.