От Alex Medvedev
К Alex Medvedev
Дата 31.05.2004 17:10:19
Рубрики WWII; 1917-1939;

например про авиацию

25 июля 1942.
Редакция приняла решение остаться мне в Москве, сесть в прежнее кресло. Пока отписываюсь о поездке, пишу передовые- написал две: о стойкости и о задачах авиации (напечатана сегодня).
В связи с передовой об авиации позавчера говорил с командующим ВВС РККА Новиковым. (в 3 ч. ночи по вертушке). Он просил обязательно поставить следующие вопросы: бить в первую очередь танки и артиллерию, бить бомбардировщики, хорошо маскировать свои машины и притом каждый день менять лицо аэродрома, знать оружие ( в частности штурмовика - "там всего до черта"), менять тактику.
-А как с тараном?
-Я бы его не популяризировал. Раз подошел близко- стреляй.
Вчера вечером долго говорил ( в 3 ч. ночи по вертушке же) с командующим авиацией дальнего действия генералом-лейтенантом Головановым. Особенно он напирал на маневр.
-Маневр позволяет усиливать авиацию многократно. Один самолет стоит при маневре трех. А без маневра- три самолета работают, как один. Вот немцы, посмотрите как маневрируют. Кидают все куда надо. Сначала в Керчи, потом - на юго-запад. И не отвлекаются. А самолетов у них меньше, чем у нас. Это точно, по документам.
Зашел разговор о взаимодействии. Жалуется.
-Просили меня помочь под Воронежем. Надо было занять село у единственной немецкой переправы через Дон. Договорились. Мы работаем с 12 до 3, а в 3 ч. утра встает пехота в атаку. Начали. Метода: сначала сотки (меньше у нас нет, мы мелочью не занимаемся), потом 250 кг., потом 500, потом -тонну. Нагнетаем мораль. Пехотинцы аж аплодируют. Кончили. А они пошли в атаку в 9 ч. утра. И залегли, конечно: "там, говорят, стреляют". А вот другой пример. Там же. Укрепился немец отчаянно, не могли взять. Побомбили. Пехота пошла сразу и взяла без выстрела! Но таких примеров довольно мало.
Мы разработали свою тактику. Массированные налеты. Это- наше. Вот англичане сейчас применяют. Начали то ведь мы. И сейчас применяем, но своеобразно. Массовый налет поодиночке. Раньше шли скопом и бомбили по ведущему. Если ведущий штурман нацелился правильно- все кладут правильно, если нет- все кидают впустую. А поодиночке- каждый целится. Да и проскочить легче.

От Alex Medvedev
К Alex Medvedev (31.05.2004 17:10:19)
Дата 31.05.2004 18:01:30

Еще про авиацию

Прочел передовую Там было указано, что полк Клещева сбил 90 машин и потерял две.
-Вранье! - сказал генерал .- Так не бывает. Вообще- полк отличный, дрался хорошо, но - вранье.
Вообще же - передовая понравилась. Попросил добавить только, что авиация работает не самостоятельно, а для земли, для войск.
Зашел разговор об авиации. Почему все говорят, что под Сталинградом у немцев превосходство в воздухе?
-Чепуха. Имейте в виду, что на любом участке будут это говорить. Ибо- все судят по ударам, испытываемым ими самими. Вот если бы мы заставили нашу пехоту испытать силу нашего воздушного удара- она бы сказала, что у нас превосходство. Но она его сможет почувствовать только тогда, когда мы начнем ее бомбить. Мы же не можем бросить все наши самолеты на защиту наших войск. Бомбардировщики и штурмовики должны бить противника, истребители ( в значительной степени) их прикрывать. Нашу пехоту бомбят? Так надо же понять, что это- удел войск: их стреляют, рвут машинами, снарядами, бомбами. На то и война.
-Есть ли у немцев количественное преобладание в воздухе на Сталинградом?
-Нет. Это происходит от учета. Представьте себе, что 20 "юнкерсов" полетело бомбить цель. Все части, над которыми они пролетают туда и обратно (а обратно они идут другим маршрутом) засекают их и сообщают. В горячке боя данные о курсах, типах и т.д. не сверишь. И получается, что летело не 20, а 120 самолетов.
Поговорили об освещении авиации в печати. Он отметил некоторые ошибки у нас. Я напомнил о том, как мы первое время писали, что немцы "идут на подлые уловки" (т.е. заходят со стороны солнца), "норовят ударить из-за угла" (прячутся в облаках). Он весело рассмеялся.
-Какие же тут уловки. Это- правильная тактика. И мы так стремимся. Вот вы часто пишите, что немцы позорно бежали из боя. Правильно делают, если видят, что их сейчас собьют. И нашим нередко этой разумной осторожности не хватает. Зачем лезть на рожон? Если уверен в себе, в машине - можно драться и в неравном бою. Если видишь, что противник так же опытен, а сил у него больше- зачем идти на верную смерть?
-А как вы относитесь к тарану?
-Когда я командовал авиацией на ЮЗФ, я приказал отдавать под суд тех летчиков, которые идут на таран с нерасстрелянным боезапасом. У нас какая-то мода пошла на тараны. И считают его доблестью: мол, летчик- не летчик, если он не таранил.
-Как вы считаете "Ла-5"?
-Самый лучший наш истребитель. Вы правильно акцентируете на нем в передовой.
-А "Аэро-Кобра"?
-Лучший истребитель в Европе. Но хуже наших.
-"Ме-109г"?
-Очень хорошая машина. Но куда хуже Ла-5!
Затем я порасспрашивал об общих знакомых по ЮЗФ. Фалалеев командовал там год и был в мое время. Я напомнил ему встречи в Валуйках в конце мая. Командир полка "Пе-2" полковник Егоров сейчас командует дивизией, отлично отозвался о штурмовом полке полковника Комарова, о котором я писал.
Тепло простились, пригласил бывать, звонить.