От Максим Гераськин
К Константин Федченко
Дата 02.06.2004 20:53:25
Рубрики WWII; Армия; 1917-1939;

Re: по предвоенным...

>К началу войны армии удалось подойти с достаточно высоким образовательным уровнем высшего офицерского состава.

Угу. Жуков и Тимошенко, военная интеллигенция.

От Константин Федченко
К Максим Гераськин (02.06.2004 20:53:25)
Дата 02.06.2004 21:16:09

вот что говорит Герасимов:

Больше всего от репрессий пострадал советский генералитет. Как отразились репрессии на образовательном уровне высшего командного состава? Как ни парадоксально, но объективно его уровень вырос. В первой половине 30-е гг. доля лиц этой категории, имеющих высшее военное образование колебалась от 30 до 40%. Перед началом репрессий 29% имело академическое образование, в 1938 году их было уже 38%, а в 1941 году - 52% военачальников имело высшее военное образование.13

Может быть это случайность или фальсификация? Нет. Знакомство автора с архивными документами, отчетными данными кадровых органов по арестованным и назначенным вместо них военачальникам свидетельствует о росте академического образования по всем основным должностным группам. Например, в пик репрессий, с 1 мая 1937 года по 15 апреля 1938 года, из 3-х арестованных заместителей Наркома обороны ни один не имел академического образования, 2 из назначенных его имели. Из командующих войсками округов арестовано 3 "академика", назначено - 8; заместители командующих округами: соответственно арестовано 4 с высшим военным образованием, назначено - 6; начальники штабов округов - арестованные не имели академического образования, 4 из 10 назначенных его имели; командиры корпусов - арестовано 12 с высшим военным образованием, назначено 19; начальники штабов корпусов - арестовано 14 "академиков", назначено 22. И так по всем должностям, за исключением командиров дивизий. 33 арестованных комдивов имели академическое образование, а среди назначенных таких было только 27. В целом по высшему командному составу количество назначенных, имеющих высшее военное образование, превышает число арестованных с аналогичным образованием на 45%.14

Таким образом, репрессии не снизили образовательный уровень затронутых ими категорий офицеров, они повлияли на уровень образования старших и средних офицеров, которые выдвигались на вышестоящие должности. Архивные данные свидетельствуют о том, что это были, как правило, наиболее высокоподготовленные командиры.

С уважением

От Игорь Куртуков
К Константин Федченко (02.06.2004 21:16:09)
Дата 02.06.2004 23:32:25

Ре: вот что...

>Больше всего от репрессий пострадал советский генералитет. Как отразились репрессии на образовательном уровне высшего командного состава?

К сожалению, автор не проводит подобного исследования по изменению уровня образования преподавательского состава тех самых академий, которые давали академическое образование новому поколению генералитета.

> Как ни парадоксально, но объективно его уровень вырос.

В данном случает стоит употреблять слово "формально", а не обьективно, поскольку обьективная мера уровня образования нем недоступна.


От объект 925
К Константин Федченко (02.06.2004 21:16:09)
Дата 02.06.2004 22:13:11

Ре: вот что...

Как ни парадоксально, но объективно его уровень вырос. В первой половине 30-е гг. доля лиц этой категории, имеющих высшее военное образование колебалась от 30 до 40%. Перед началом репрессий 29% имело академическое образование, в 1938 году их было уже 38%, а в 1941 году - 52% военачальников имело высшее военное образование.13
+++
За щет "пиджаков". А цифры по людЯм со спецзиальным (военным) вышим образованием как менялись?
Алеxей

От Игорь Куртуков
К объект 925 (02.06.2004 22:13:11)
Дата 02.06.2004 23:18:48

Ре: вот что...

>За щет "пиджаков".

Не за счет "пинжаков", а за счет наличия в СССР нескольких военных академий. Естестевенно, что год от года образованность верхнего звена росла.

От Константин Федченко
К объект 925 (02.06.2004 22:13:11)
Дата 02.06.2004 22:19:51

Ре: вот что...

> Как ни парадоксально, но объективно его уровень вырос. В первой половине 30-е гг. доля лиц этой категории, имеющих высшее военное образование колебалась от 30 до 40%. Перед началом репрессий 29% имело академическое образование, в 1938 году их было уже 38%, а в 1941 году - 52% военачальников имело высшее военное образование.13
>+++
>За щет "пиджаков". А цифры по людЯм со спецзиальным (военным) вышим образованием как менялись?

Это именно специальное, военное высшее образование. Обратите внимание - это не 70-е, а 30-е годы, тогда встретить генерала, или полковника, окончившего МГУ, было... м-м-м.. скажем так.. несколько странно.

Академическое - значит, Академия Генштаба или приравненное к ней образование (точнее не скажу).

С уважением

От Глеб Бараев
К Константин Федченко (02.06.2004 22:19:51)
Дата 02.06.2004 22:24:41

Кстати

Поскольку в предвоенные годы количество слушателей военных академий было выше, чем в предшествующие, то и количество лиц с высшим военным образованием доолжно было увеличиваться. Репрессии на этот процесс сильно повлиять не могли, поскольку основная маса слушателей академий имела звания капитанов и майоров, а по этому иерархическому уровню репрессии сильно не ударили.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Константин Федченко
К Глеб Бараев (02.06.2004 22:24:41)
Дата 02.06.2004 22:27:41

логично.

то есть - репрессии в силу избирательного характера (основной упор на высший КНС) - не могли оказать существенного влияния на образовательный уровень КНС. В отличие от другого процесса - развертывания армии.
Что, собственно, и показывает Герасимов.

С уважением

От Sha-Yulin
К Константин Федченко (02.06.2004 22:27:41)
Дата 03.06.2004 09:37:57

Re: логично.

>то есть - репрессии в силу избирательного характера (основной упор на высший КНС) - не могли оказать существенного влияния на образовательный уровень КНС. В отличие от другого процесса - развертывания армии.
>Что, собственно, и показывает Герасимов.

С другим процессом всё в порядке. По командному составу.
Было репрпесированно - 37 тыс. человек.
Возвращено репресированных в войска - 13 тыс.
Имелось на лето 1941 - 375 тыс.
Потребность на лето 1941 - 570 тыс.
Некоторые цифры могут быть не совсем точными, так как привожу по памяти. Но общую картину это не меняет, порядок верный. Проблема была не в репрессиях, а в том, что слишком поздно перешли на всеобщую воинскую повинность и стали создавать обученый резерв и резерв командных кадров. Серьёзно за это взялись только году в 1939, а на подготовку офицера пять лет надо.

От Глеб Бараев
К Константин Федченко (02.06.2004 22:27:41)
Дата 02.06.2004 22:46:32

нет

>то есть - репрессии в силу избирательного характера (основной упор на высший КНС) - не могли оказать существенного влияния на образовательный уровень КНС. В отличие от другого процесса - развертывания армии.
>Что, собственно, и показывает Герасимов.

Герасимов все-таки точку не ставит, а говорит о необходимости дальнейших исследований.
Кроме того, влияние репрессий на уровень комсастава и влияние из же на его образовательный уровень - не одно и то же.
Что же касается повышения образовательного уровня предвоенного комсостава, то не Герасимов это впервые открыл.
В "закрытых" публикациях конца 50-х - начала 60-х годов были ссылки на справку доклад управления кадров НКО от 12/13 июня 1941 года, где такая информация содержалась.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От объект 925
К Константин Федченко (02.06.2004 22:19:51)
Дата 02.06.2004 22:23:54

Ре: вот что...

>Это именно специальное, военное высшее образование.
+++
Да. Проглядел:((

Обратите внимание - это не 70-е, а 30-е годы, тогда встретить генерала, или полковника, окончившего МГУ, было... м-м-м.. скажем так.. несколько странно.
+++
Вы не правы. На сейте "Я помню" много таких.
Достаточно много, чтобы не говорить "Странно".:)

Алеxей

От Константин Федченко
К объект 925 (02.06.2004 22:23:54)
Дата 02.06.2004 22:25:32

Ре: вот что...

>Обратите внимание - это не 70-е, а 30-е годы, тогда встретить генерала, или полковника, окончившего МГУ, было... м-м-м.. скажем так.. несколько странно.

>Вы не правы. На сейте "Я помню" много таких.
>Достаточно много, чтобы не говорить "Странно".:)

приведите, если можно, пример.

С уважением

От объект 925
К Константин Федченко (02.06.2004 22:25:32)
Дата 02.06.2004 22:28:46

Ре: вот что...

>приведите, если можно, пример.
+++
Завтра. Под "пиджаками" в данном случае я имею в виду лиц с высшим гражданским образованием призванным на военную службу в качестве офицеров.
Алеxей

От Константин Федченко
К объект 925 (02.06.2004 22:28:46)
Дата 02.06.2004 22:32:17

Ре: вот что...

>>приведите, если можно, пример.
>+++
>Завтра. Под "пиджаками" в данном случае я имею в виду лиц с высшим гражданским образованием призванным на военную службу в качестве офицеров.

Призванным ДО войны? И не на должности медицинского, юридического, технического состава (по профилю в/о)? а именно командного? это интересно. Поищите, если не сложно.
>Алеxей
С уважением

От объект 925
К Константин Федченко (02.06.2004 22:32:17)
Дата 03.06.2004 11:34:31

Ре: вот что...

После окончания Киевского индустриального института в 1940-м году, (позже стал называться Киевским политехническим институтом), я был направлен в город Горький на авиационный завод в качестве инженера по скоростному монтажу электропроводки. В этой должности я работал до ноября 1940-го. Это был военный завод, и поэтому я был освобожден от призыва в армию. Однако в военкомате мне сообщили, что, скорее всего, меня будут призывать на службу в армию. Дело в том, что намечался спецпризыв в армию людей имеющих высшее образование.
http://www.iremember.ru/infantry/kirkevich/kirkevich1_r.html

Мне было всего 32 года, и в качестве офицера запаса могли вызвать в армию в любой день. Но как-то не хотелось верить, что война будет. Я работал, как обычно, в качестве инженера в своем институте Росстромпроект, составляя проекты заводов строительных материалов. В конце лета 1939 года мне был обещан отпуск, который я собирался провести на юге, на берегу ласкового Черного моря. Но все разрушила повестка из военкомата: "Явиться с вещами".
В это

время средний командный состав в армии не отличался высокой культурой. Даже лица со средним образованием были среди них редкостью. Это были люди, которые остались на сверхурочную службу, служили по несколько лет, которых на разных курсах и сборах обучили стрельбе из орудий с открытых и закрытых позиций. А общие воинские порядки и дисциплину они знали крепко.
http://www.iremember.ru/artillerymen/lukinov/lukinov_r.htm
Не был демобилизон.


От tarasv
К объект 925 (02.06.2004 22:13:11)
Дата 02.06.2004 22:15:30

Ре: А разве академическое в таком контексте не есть только высшее военное? (-)


От FVL1~01
К Максим Гераськин (02.06.2004 20:53:25)
Дата 02.06.2004 21:02:05

Жуков - пожалуй да.

И снова здравствуйте

>Угу. Жуков и Тимошенко, военная интеллигенция.

и даже иронии тут не вижу. Это сейчас образование ОБЯЗАТЕЛЬНО корочки.



С уважением ФВЛ