От В. Кашин
К И. Кошкин
Дата 11.06.2004 12:30:32
Рубрики Древняя история;

А кстати, так ли уж много их у нас разобрали в 18-19вв?

Добрый день!
>Это обычное дело. Не счесть, сколько храмов 13-14 вв было разобрано в РИ в 18-19 вв для постройки новых на их месте. Да и не только храмов.

Я имею в виду храмов домонгольского и монгольского времени? Их ведь и оставалось к 18-19 вв. немного. Насколько подсказывает дырявая память, в то время разобрали пару храмов 12 в. во Владимире (были поползновения разобрать церковь Покрова на Нерли, но до дела не дошли). Было ли что-то разобрано в Москве? Вроде в ней и не оставалось ничего особо от того времени (от 14 века, я имею в виду). Причем разбирали, вроде бы то, что само уже разваливалось и при тогдашних технологиях реставрации не подлежало. А из не-церквей того времени вроде и разбирать было нечего.
Другое дело, что поломали кучу интересных вещей 15-17 вв. Но этим у нас и при ИВС занимались с энтузиазмом.

С уважением, Василий Кашин

От Китоврас
К В. Кашин (11.06.2004 12:30:32)
Дата 11.06.2004 12:59:30

Про храмы 14-го века интересно особенно

Доброго здравия!
> Я имею в виду храмов домонгольского и монгольского времени? Их ведь и оставалось к 18-19 вв. немного.

Для начала их и было немного. Особенно монгольского периода.
Домонгольские храмы в основном были довольно непрочными конструкциями, поэтому многие из них развалились и были перестроены еще в 15-м - 16-м веках. (Церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Соборы в Ростове, Пскове и Суздале, Боголюбовский храм и т.д.)

> Насколько подсказывает дырявая память, в то время разобрали пару храмов 12 в. во Владимире (были поползновения разобрать церковь Покрова на Нерли, но до дела не дошли).
Поползновения разобрать Покров на Нерли - это большевистская атеистическая пропаганда. Есть сказка про то как власти монастыря и нанятые ими для разборки крестьяне де не сошлись в цене. Как раз в 19-м веке появляются первые попытки реставрации старых памятников.

>Было ли что-то разобрано в Москве? Вроде в ней и не оставалось ничего особо от того времени (от 14 века, я имею в виду).

Была разобрана церковь Иоанна Предтечи на Бору (стояла перед Большим кремлевским дворцом), но она 15-го века, и небольшой собор Николы Гостунского (на соборной площади в Кремле) но он тоже 16-го века.

Причем разбирали, вроде бы то, что само уже разваливалось и при тогдашних технологиях реставрации не подлежало. А из не-церквей того времени вроде и разбирать было нечего.
Не всегда. Кремлевские церкви разобрали потому что одна из них (Иоанн предтеча) заслонял вид на замоскворечье, а вторая помешала проведению парада.

> Другое дело, что поломали кучу интересных вещей 15-17 вв. Но этим у нас и при ИВС занимались с энтузиазмом.
Тоже в основном не ломали, а перестраивали.
Вообще церковь - это не памятник архитектуры, а функционирующие здание, если была возможность построить лучше или "апгредировать" старое здание - это часто делали.
Другое дело, что в 18-м - первой половине 19-го века из-за петровских новаций строить стали много хуже.


>С уважением, Василий Кашин
С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От Фарнабаз
К Китоврас (11.06.2004 12:59:30)
Дата 12.06.2004 13:14:17

Вандализм в 19 веке

В Москве-не знаю, но вот в Новгороде Великом снесли церкви св. Михаила и св.Лазаря –14 века , первую из
холуяжа ---когда в.кн.Михаил выразил желание построить новую церковь в честь своего святого, вторая нуждалась в обычном ремонте.В Старой Ладоге настоятель приказал сбить молотком фрески времени Ярослава Мудрого, чтоб заменить их новой росписью.
Потери из более поздних времён очень значительны—колокольня Страстного монастыря, Никола Явленый на Арбате, нелепые переделки.
Это я взял из письма Ал.Толстого Александру 2-му 1860-года (о сносе церквей в Новгороде и варварстве в Ладоге ему сообщил Костомаров) . Толстой приводит слова священства, которые часто слышал сам «О прежней нечего жалеть , она была старая !» и прибавляет , что такие дикости повсеместны.
Письмо-в доступном 4-хтомнике, т.4 стр.294 ,
Вам также известно, наверно, что храм Христа –Спасителя был построен на месте снесённого старинного монастыря. Сомневаюсь, канонично. ли это , но в любом случае возмутительно.
Аргументация типа «церковь-не памятник, а храм, где людям надо молиться, а священнику служить» ничем не лучше коммунистической—про стройки метро, планировки , проезжие части и бассейны., и к делу не относится.
С уважением Фарнабаз