Писаны листы до всих татаровъ, абы на воину ехали, и посланы до нихь тые листы через татарина Махмета Дахновича м(е)с(е)ца окт(ебра) 19 дн(я)
до хор(ужого) виленьского Магьмет улана,
до хор(ужого) мерешлянсково Усеина,
до хор(ужого) новгорогского сеит Манцыра,
до хор(ужого) алаирского,
до хор(ужого) виленьского Петра Минбулатовича,
до хор(ужого) троцкого Миртузы Олишьковича.
Тые листы такъ писаны:
Хоружому татарскому у повете Троцком кнезю Мортузе Олишъковичу и всимъ княземъ, татаромъ того хоружъства.
Яко естъ всимъ вамъ ознаимено и росказано через гетмана нашог(о) при роспущени воика зъ земъли Ифълянтское, абы есте зася ничого не мешкаючи ку тои же служъбе нашои г(о)с(по)д(а)ръскои и земъскои военънои поготову были, так и тепер хочемъ мети и приказуемъ вам, ажбыи кажъдыи з вастъ, хто бы одно мог[85v(68v)] на конъ всестъ и служъбу земъскую годне служити, се зде до Вильни ехали и страновили ся туыъ у Вильни м(е)с(е)ца теперешнего октебра двадцатъ осмого дня, а мы роскажемъ вамъ зъ скарбу нашог(о) жаловне чинити пенезъми и сукъны, а възявъши жаловане в скарбе нашом абы есте з домовъ своих конечъно выехали и на ден с(ве)тог(о) Мартина (11.11) пришлог(о) св(я)та в року теперешънем шестдесят первом на границах земли Ифълянтское становили ся, омешъкати сего росказаня нашаг(о) г[оспо]д[a] ръского не смеючи, што охотнымъ а поспешъным ласкою нашою паметати хочем и з жалованемъ годнымъ не омешъкаемъ, а непослушъные срокго карати будутъ.
Писанъ у Вилънъ, року[15]61 м(е)с(е)ца окт(ебра) 16 дня.
"Аларь - старинное бурятское село - улус, славившийся "на всю округу красивым дацаном и белокаменной церковью, расположенными неподалеку друг от друга". Еще в начале нашего века аларцы чтили "всех богов: христианских, ламаистских и шаманских. Справляли шаманский тайлаган, ходили на ламаистский праздник обо и аккуратно посещали в улусе Аларь дацан и церковь"(Вампилов Б. Н. От Алари до Вьетнама. М., 1980, с. 22.)
С происхождением аларских бурят связано несколько преданий. Одно из них прихотливо соединяет в себе отголоски матриархата с библейской легендой о блудном сыне.
На берегу Байкала против острова Ольхон жила Великая Шаманка Хусыхан. Она захотела родить сына, и боги послали ей Человека, охотника с теплой стороны. Когда сын Великой Шаманки и Человека подрос, родители посадили его в долбленую лодку и отправили странствовать по Байкалу. Долго плавал юноша по озеру-морю. А когда вернулся, нашел отца и мать состарившимися и полуживыми от голода. Он "набил им зверей, птиц, наловил рыбы"(Элиасов Л. Е. Байкальские предания. Улан-Удэ, 1966, с. 107-108.), накормил и спас от гибели. Алаир - по-бурятски - спаситель. После смерти родителей Алаир взял себе жену и поселился с ней на Ангаре, к северу от Байкала. От него пошло племя алаирских бурят.
По другому преданию - "аларь" - древнее название степи. Охотничьи племена, которые вышли из лесов и принялись разводить скот, стали называться "аларцами"."