Дорога представляла кратчайший путь для снабжения войск в Бирме, а так же для переброски войск между Бирманским фронтом, возможным фронтом во Французском Индокитае и Сингапуром. Японское армейское командование, сознавая уязвимость существующих грунтовых дорог (в основном в сезон дождей), а так же недостаток автотраспорта и достаточное кол-во подвижного жд состава в Бирме и Таиланде и возможнось использования японского подвижного состава (перестроенного с колеи 1067 на 1000 мм), приняло решение о постройке жд.
*Строительство
Постройка дороги была поручена 9-му и 5-му полкам жд войск императорской армии. В качестве рабочей силы были привлечены 200 тыс. азиатских рабочих (преимущественно бирманцы и тайцы), а так же английские (30 тыс.), голландские (18 тыс.), австралийские (13 тыс.), американские (700 чел.) и др. (около 1000 чел.) ввоеннопленные. Всего на постройке дороги было занято 275 тыс. чел. (включая конвойные части). За время строительства от эпидемий холеры и умерло 1000 японцев (6,6%), 6540 англичан (21,8%), 2830 голландцев (15,7%), 2710 австралийцев (20,8%), 131 американец (18,7%) и 413 военнопленных др. стран (41,3%). Азиатских рабочих умерло 80 тыс. (40%)
Строительство началось в апреле 1942 года. Встреча северной (бирманской) и южной (таиландской) строительных групп состоялась 17 октября 1943 года на 263 км.
Протяженность дороги 415 км, от Нон Пла Дук (90 км. от Бангкока) до Танбизайата. Из них около 260 км. она проложена вдоль левого берега в каньоне реки Квай. Дорога одноколейная, колея 1000 мм (в знаменитом фильме, кстати, показана жд гораздо более узкой колеи). В Юго-Восточной Азии (Тайланд, Бирма, Малазия, Камбоджа и Вьетнам) данная колея является как бы стандартом. Кроме знаменитого моста наиболее трудоемкими оказались прокладка пути через перевалы Хеллфайр и Три пагоды.
*Мост
Первоночально был построен деревянный мост. Одновременно с ним было начато строительство капитального 11 пролетного 240 метровога стального моста на железобетонных опорах.
Мост после бомбардировки в июне 1945 г.
На заднем плане: разрушенный бомбардировкой деревянный мост
Современное состояние моста
*Подвижный состав и оценка пропускной способности
Локомотивы, используемые в то время на жд Бирмы и Сиама имели максимальную нагрузку на ось 10,5 тонн.
Руководящий уклон (оценочно 0,03)
Максимальный вес состава (оценочно) (тяга локомотива типа Гаррет GA-IV по сцеплению - 16 000 кг) 400 тонн (или 20 двуосных вагонов).
На 4-хосных платформах возможно перебрасывать любую колесную и гусеничную технику японской армии.
Максимальная длина перегона на жд (Ван Ран - Тапон) 19 км. При средней скорости состава 30 км.час мы можем приблизительно оценить пропускную способность жд 18 пар в сутки (при условии использования в лучшем случае электрожезловой системы)
*После войны
Дорога функционирует по сей день. Поезда ходят до 130 км (Нам По).