От
|
Николай Поникаров
|
К
|
Ф.Фомичёв
|
Дата
|
19.03.2001 20:34:43
|
Рубрики
|
Флот; 1941;
|
Корабли и заводы Николаева + ПРОСЬБА К АДМИНИСТРАЦИИ
День добрый.
Ув. администрация, поставьте рубрики "Флот", 1941. Спасибо.
Вот более поподробная, но не исчерпывающая информация. Думаю, Фома Фомичев, Exeter и компания табуретками подрихтуют ;)
1. Эвакуация Николаева и захваченные немцами корабли
1.0
Директивы Наркомсудпрома о начале эвакуации была направлена в Николаев 8.07
(ценное и уникальное оборудование) и 18.07 (полная эвакуация).
Вывезти все по ж.д. не удалось, часть оборудования и последних специалистов вывозили уже морем, в т.ч. на недостроенных кораблях.
Последние корабли ушли 11.08 под ударами авиации.
Указаний об уничтожении объектов и сооружений не было, однако некоторые важные объекты (крытый эллинг со стапелями N2 и N3 и батопорт большого стапеля на заводе 198) взорвали по инициативе руководства завода, хотя у них практически не было необходимых для этого средств (на заводе 200, напр., было только 10 толовых шашек).
Таким образом, немцам достались практически целые заводы, на которых они организовали производство. Однако по ряду причин (отсутствие квалифицированной рабочей силы, саботаж, диверсии) пользы гансам это не принесло.
1.1 На заводах остались:
1.1.1 ЛК "Советская Украина". (пр. 23, головной "Советский Союз")
Завод 198 (им. А. Марти)
Заложен 31.10.38, спуск намечали не ранее 3-го квартала 1943, на начало войны готовность 17.93%. Частично разобран немцами (в 1945 НКСП оценил его готовность в 14.91%). Разобран на стапеле в 1949.
1.1.2 КРТ "Севастополь". (пр. 69, головной "Кронштадт")
Завод 200 (им. 61 Коммунара)
Заложен 5.11.39, спуск намечали в 3-м квартале 1942, ввод в строй в 1944. Должен быть вооружен немецкими 380-мм орудиями (их немцы не поставили). На начало войны готовность ок. 12%. Броня и металл корпуса частично использованы немцами. Разобран на стапеле сразу после войны.
1.1.3 КРЛ пр. 68 (головной "Чапаев").
Корабль Завод Заложен Готовность Судьба
на на. ВОВ
"Фрунзе" 198 29.8.39 33% Спущен на воду 30.12.40, эвакуирован в Поти 9.8.41
"Куйбышев" 200 31.8.39 27% Спущен на воду 31.1.41, эвакуирован в Поти 14.8.41(?)
"Орджоникидзе" 198 12.40-1.41 7.8% Захвачен и разобран гансами
"Свердлов" 200 12.40-1.41 7.21% Захвачен и разобран гансами
В 1942 г. у "Фрунзе" отрезали корму и приварили ее крейсеру "Молотов", подорвавшемуся на мине.
После войны "Фрунзе" и "Куйбышев" ввели в строй.
1.1.4 ЭМ пр.30 (головной "Опасный", с 1941 "Огневой")
Завод 200 (им. 61 Коммунара)
"Огневой" заложен 20.08.39 или 20.11.39, в 1939-40 заложены "Озорной", "Отменный", "Обученный", "Отчаянный" и "Обученный".
"Огневой" и "Озорной" спущены на воду в конце 1940, эвакуированы (готовность "Огневого" ок. 50%, он вступил в строй 22.03.45).
Остальные четыре ЭМ захвачены немцами (готовность от 3.72% до 6.79%).
1.1.5 Подлодки.
ПЛ типа "С" IXбис серии
Завод 198 (им. А. Марти)
В июле 1941 удалось срочно подготовить к спуску и затем эвакуировать С-35. На стапелях остались С-36 - С-38
ПЛ типа "Щ"
Завод 200 (им. 61 Коммунара)
Щ-413 и Щ-414 имели готовность 1.7%
1.1.6 Сторожевые корабли
"Кугуар" и "Пантера" (пр. 29, головной "Ястреб") имели готовность 0.5%-6.5% (?)
----------
Итого немцам досталось:
1 ЛК, 1 тяжелый и 2 легких крейсера, 4 ЭМ, 5 ПЛ, 2 СКР.
Эвакуировано недостроенных:
2 КР, 2 лидера (не достроили), 2 ЭМ пр.7у, 2 ЭМ пр.30 - все, что было на плаву.
Наверно, это не полные данные. Подправляйте!
2. Николаевские и ленинградские заводы
Название Номер Город Основан Числ. раб. Эвакуировано
на нач. ВОВ специалистов
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе 189 Ленинград 1856 15500 614
Завод им. А.А. Жданова 190 Ленинград 1912 11500 264
Завод им. А. Марти 194 Ленинград 1709 11300 863
Завод "Судомех" 196 Ленинград 1800 4200 312
Петрозавод 370 Ленинград 1721 2600 84
Усть-Ижорская верфь 363 Ленинград 1912 2200 620
Приморский ? 5 Ленинград ???? 2845 177
Завод им. А. Марти 198 Николаев 1898 22500 4500
Завод им. 61 Коммунара 200 Николаев 1788 10800 1457
Еще крупные центры судостроения - это Молотовск, Горький и Комсомольск-на-Амуре (по одному заводу), но я не знаю численность работавших там.
С уважением, Николай.
Поправочки
Привет всем!
Уважаемый Николай Поникаров в целом дал верную картину, но несколько ошибся по ПЛ и СКР.
На момент падения Николаева на заводе №198 находились на стапелях в постройке 4 СКР пр.29:
"Тигр" (стр. номер С-365) - готовность 4,2 проц.
"Леопард" (С-366) - 4,2 проц.
"Рысь" (С-367) - 2 проц.
"Ягуар" (С-368) - 2 проц.
Все были разобраны фрицами.
Подводные лодки:
Три IX-бис серии:
С-36 (С-361) - 42 проц.
С-37 (С-362) - 22,5 проц.
С-38 (С-363) - 14,6 проц.
Стапель с этими лодками был взорван при оставлении Николаева советскими войсками (есть известное фото разрушенных корпусов лодок).
Три XVI серии:
С-58 (С-371) - 3,3 проц.
С-59 (С-372) - 2,8 проц.
С-60 (С-373) - 2,8 проц.
Были просто брошены.
Также был задел на С-61 и С-62 (С-374, 375).
А вот лодки Щ-413 и Щ-414, о которых упоминает Николай Поникаров, строились в Ленинграде на заводе №194, законсервированы в начальной стадии строительства по Постановлению ГКО от 25.06.1942.
Кроме корпусов кораблей немцы захватили на николаевских ССЗ массу ценного барахла, в т.ч. много уже изготовленных механизмов, корабельных систем и вооружения, в частности, пять 130-мм спаренных башен Б-2ЛМ для эсминцев пр.30.
В годы войны немцы наладили некоторое судостроение и судоремонт в оккупированном Николаеве. Было построено 3 военных транспорта типа КТ, несколько лихтеров. В 1944 г планировалось организовать строительство на заводе №198 малых подводных лодок XXIII серии (вернее, сборку ПЛ из секций, изготовлять которые планировали в Линце). Был выдан заказ на 15 ПЛ - U-2446 - U-2460, но вследствие освобождения Николаева дело так и осталось в стадии подготовительных работ.
С уважением, Exeter
От
|
Олег Радько
|
К
|
Exeter (20.03.2001 16:54:06)
|
Дата
|
21.03.2001 06:18:20
|
Вопрос
Добрый день!
Спасибо за интересную информацию, уважаемый Exeter. Интересно, нашли ли немцы применение тем самым 130-мм башням, захваченным в Николаеве.
С уважением,
Радько.
От
|
Николай Поникаров
|
К
|
Exeter (20.03.2001 16:54:06)
|
Дата
|
20.03.2001 18:00:45
|
Спасибо за поправочки + вопрос
День добрый.
Спасибо за поправочки. Вся моя информация была из ИОС, т.4. Кое-чего там не было, кое-чего я худо смотрел, оказывается.
А вопрос такой:
как в 1941 назывался завод N5?
С уважением, Николай.
Пожайлуста
Здравствуйте, уважаемый Николай Поникаров!
>Спасибо за поправочки. Вся моя информация была из ИОС, т.4. Кое-чего там не было, кое-чего я худо смотрел, оказывается.
Е:
Рекомендую книгу:
Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Балабин В.В. Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1995.
Там есть данные по состоянию и работе каждого судостроительного предприятия в ВОВ.
Собственно, то что напечатано в "ИОС" - это краткие выжимки из этой книги.
А по мелочам и подробностям - тут отдельно копаться надо.
>А вопрос такой:
>как в 1941 назывался завод N5?
Е:
Не понял. В 1941 г он так и назывался - завод №5 НКВД СССР. Это бывшая катерная верфь Золотова. Сейчас (с 1966 г) это "Алмаз".
С уважением, Exeter
От
|
Николай Поникаров
|
К
|
Exeter (20.03.2001 18:18:55)
|
Дата
|
20.03.2001 19:08:52
|
Имел в виду вот что..
День добрый.
>Е:
>Не понял. В 1941 г он так и назывался - завод №5 НКВД СССР. Это бывшая катерная верфь Золотова. Сейчас (с 1966 г) это "Алмаз".
1) Как называлась эта верфь с 1933, после постройки новой верфи?
2) С какого времени стало использоваться название "Приморский ССЗ"?
С уважением, Николай.
P.S. Спасибо за ссылку, думаю, в Публичке она есть :))
Завод №5
И снова здравствуйте!
>>Е:
>>Не понял. В 1941 г он так и назывался - завод №5 НКВД СССР. Это бывшая катерная верфь Золотова. Сейчас (с 1966 г) это "Алмаз".
>
>1) Как называлась эта верфь с 1933, после постройки новой верфи?
Е:
С 1931 г она вроде бы именовалась Судостроительная верфь Морпогранохраны ОГПУ, но я не уверен в 100-проц точности названия (я полагаю, оно постояно менялось в частностях). Когда был присвоен №5 я точно не знаю, поскольку это явно внутренняя нумерация НКВД, не имеющая отношения к военным предприятия "нормального" подчинения. Вроде бы, в начале 2-й Пятилетки (1933 г) номер уже был.
Номера военным предприятиям вообще были присвоены в октябре 1936 г, после выделения из состава НКТП самостоятельного НКОП.
>2) С какого времени стало использоваться название "Приморский ССЗ"?
Е:
Я полагаю, так он именовался после вывода из системы МВД. Произошло это, видимо, в 1953 г. Хотя №5, по-видимому, продолжал существовать, как и ЦКБ-5, произошло разделение на Приморский ССЗ и ССЗ №5. Как их разделили - черт его знает, может "старая" и "новая" верфи начала 30-х гг. Дело в том, что нынешний (с конца 60-х гг) "Алмаз" - это ПО, объединившее Приморский и Морской ССЗ (видимо, бывшший ССЗ №5) и ЦМКБ "Алмаз" (бывшее ЦКБ-5). В 70-80-е гг, как я понимаю, в отношении судостроительного производства данного предприятия официально употреблялся термин "Приморский ССЗ ПО "Алмаз"".
Вообще, в этом году в Питере ожидается выход исторического альбома об "Алмазе". Там, наверное, сможем узнать подробнее об этих перетрубациях.
С уважением, Exeter
Re: Браво, Николай!
Ничего рихтовать - не надо!
отличная исчерпывающая инфа.
И- в "домашний архив" лезть не надо (это я к Дм. Болтенкову).
С уважением.
От
|
Дмитрий Болтенков
|
К
|
Ф.Фомичёв (20.03.2001 12:14:04)
|
Дата
|
20.03.2001 17:03:16
|
Re: Браво, Николай!
>Ничего рихтовать - не надо!
>отличная исчерпывающая инфа.
>И- в "домашний архив" лезть не надо (это я к Дм. Болтенкову).
Я лично и не собирался
>С уважением.
От
|
Николай Поникаров
|
К
|
Николай Поникаров (19.03.2001 20:34:43)
|
Дата
|
19.03.2001 20:41:53
|
Поправляю вторую табличку
День добрый.
2. Николаевские и ленинградские заводы
Название Номер Город Основан Числ. раб. Эвакуировано
на нач. ВОВ специалистов
Балтийский завод им. С. Орджоникидзе 189 Ленинград 1856 15500 614
Завод им. А.А. Жданова 190 Ленинград 1912 11500 264
Завод им. А. Марти 194 Ленинград 1709 11300 863
Завод "Судомех" 196 Ленинград 1800 4200 312
Петрозавод 370 Ленинград 1721 2600 84
Усть-Ижорская верфь 363 Ленинград 1912 2200 620
Приморский ? 5 Ленинград 1901 2845 177
Завод им. А. Марти 198 Николаев 1898 22500 4500
Завод им. 61 Коммунара 200 Николаев 1788 10800 1457
Еще крупные центры судостроения - это Молотовск, Горький и Комсомольск-на-Амуре (по одному заводу), но я не знаю численность работавших там.
>С уважением, Николай.
С уважением, Николай.
Огромное спасибо. Очень интересно. (-)