От Exeter
К Николай Поникаров
Дата 20.03.2001 16:54:06
Рубрики Флот; 1941;

Поправочки

Привет всем!

Уважаемый Николай Поникаров в целом дал верную картину, но несколько ошибся по ПЛ и СКР.

На момент падения Николаева на заводе №198 находились на стапелях в постройке 4 СКР пр.29:

"Тигр" (стр. номер С-365) - готовность 4,2 проц.
"Леопард" (С-366) - 4,2 проц.
"Рысь" (С-367) - 2 проц.
"Ягуар" (С-368) - 2 проц.
Все были разобраны фрицами.

Подводные лодки:
Три IX-бис серии:
С-36 (С-361) - 42 проц.
С-37 (С-362) - 22,5 проц.
С-38 (С-363) - 14,6 проц.
Стапель с этими лодками был взорван при оставлении Николаева советскими войсками (есть известное фото разрушенных корпусов лодок).

Три XVI серии:
С-58 (С-371) - 3,3 проц.
С-59 (С-372) - 2,8 проц.
С-60 (С-373) - 2,8 проц.
Были просто брошены.

Также был задел на С-61 и С-62 (С-374, 375).

А вот лодки Щ-413 и Щ-414, о которых упоминает Николай Поникаров, строились в Ленинграде на заводе №194, законсервированы в начальной стадии строительства по Постановлению ГКО от 25.06.1942.

Кроме корпусов кораблей немцы захватили на николаевских ССЗ массу ценного барахла, в т.ч. много уже изготовленных механизмов, корабельных систем и вооружения, в частности, пять 130-мм спаренных башен Б-2ЛМ для эсминцев пр.30.

В годы войны немцы наладили некоторое судостроение и судоремонт в оккупированном Николаеве. Было построено 3 военных транспорта типа КТ, несколько лихтеров. В 1944 г планировалось организовать строительство на заводе №198 малых подводных лодок XXIII серии (вернее, сборку ПЛ из секций, изготовлять которые планировали в Линце). Был выдан заказ на 15 ПЛ - U-2446 - U-2460, но вследствие освобождения Николаева дело так и осталось в стадии подготовительных работ.

С уважением, Exeter

От Олег Радько
К Exeter (20.03.2001 16:54:06)
Дата 21.03.2001 06:18:20

Вопрос

Добрый день!
Спасибо за интересную информацию, уважаемый Exeter. Интересно, нашли ли немцы применение тем самым 130-мм башням, захваченным в Николаеве.

С уважением,
Радько.

От Николай Поникаров
К Exeter (20.03.2001 16:54:06)
Дата 20.03.2001 18:00:45

Спасибо за поправочки + вопрос

День добрый.

Спасибо за поправочки. Вся моя информация была из ИОС, т.4. Кое-чего там не было, кое-чего я худо смотрел, оказывается.

А вопрос такой:
как в 1941 назывался завод N5?

С уважением, Николай.

От Exeter
К Николай Поникаров (20.03.2001 18:00:45)
Дата 20.03.2001 18:18:55

Пожайлуста

Здравствуйте, уважаемый Николай Поникаров!

>Спасибо за поправочки. Вся моя информация была из ИОС, т.4. Кое-чего там не было, кое-чего я худо смотрел, оказывается.

Е:
Рекомендую книгу:

Шитиков Е.А., Краснов В.Н., Балабин В.В. Кораблестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1995.

Там есть данные по состоянию и работе каждого судостроительного предприятия в ВОВ.
Собственно, то что напечатано в "ИОС" - это краткие выжимки из этой книги.
А по мелочам и подробностям - тут отдельно копаться надо.


>А вопрос такой:
>как в 1941 назывался завод N5?

Е:
Не понял. В 1941 г он так и назывался - завод №5 НКВД СССР. Это бывшая катерная верфь Золотова. Сейчас (с 1966 г) это "Алмаз".


С уважением, Exeter

От Николай Поникаров
К Exeter (20.03.2001 18:18:55)
Дата 20.03.2001 19:08:52

Имел в виду вот что..

День добрый.

>Е:
>Не понял. В 1941 г он так и назывался - завод №5 НКВД СССР. Это бывшая катерная верфь Золотова. Сейчас (с 1966 г) это "Алмаз".

1) Как называлась эта верфь с 1933, после постройки новой верфи?
2) С какого времени стало использоваться название "Приморский ССЗ"?

С уважением, Николай.

P.S. Спасибо за ссылку, думаю, в Публичке она есть :))

От Exeter
К Николай Поникаров (20.03.2001 19:08:52)
Дата 20.03.2001 19:52:08

Завод №5

И снова здравствуйте!

>>Е:
>>Не понял. В 1941 г он так и назывался - завод №5 НКВД СССР. Это бывшая катерная верфь Золотова. Сейчас (с 1966 г) это "Алмаз".
>
>1) Как называлась эта верфь с 1933, после постройки новой верфи?

Е:
С 1931 г она вроде бы именовалась Судостроительная верфь Морпогранохраны ОГПУ, но я не уверен в 100-проц точности названия (я полагаю, оно постояно менялось в частностях). Когда был присвоен №5 я точно не знаю, поскольку это явно внутренняя нумерация НКВД, не имеющая отношения к военным предприятия "нормального" подчинения. Вроде бы, в начале 2-й Пятилетки (1933 г) номер уже был.

Номера военным предприятиям вообще были присвоены в октябре 1936 г, после выделения из состава НКТП самостоятельного НКОП.


>2) С какого времени стало использоваться название "Приморский ССЗ"?

Е:
Я полагаю, так он именовался после вывода из системы МВД. Произошло это, видимо, в 1953 г. Хотя №5, по-видимому, продолжал существовать, как и ЦКБ-5, произошло разделение на Приморский ССЗ и ССЗ №5. Как их разделили - черт его знает, может "старая" и "новая" верфи начала 30-х гг. Дело в том, что нынешний (с конца 60-х гг) "Алмаз" - это ПО, объединившее Приморский и Морской ССЗ (видимо, бывшший ССЗ №5) и ЦМКБ "Алмаз" (бывшее ЦКБ-5). В 70-80-е гг, как я понимаю, в отношении судостроительного производства данного предприятия официально употреблялся термин "Приморский ССЗ ПО "Алмаз"".

Вообще, в этом году в Питере ожидается выход исторического альбома об "Алмазе". Там, наверное, сможем узнать подробнее об этих перетрубациях.


С уважением, Exeter