От wolfschanze
К All
Дата 16.03.2005 22:48:03
Рубрики 11-19 век; Спецслужбы;

Охранное отделение Российской империи

http://wolfschanze.mail333.com/oxr.doc

От Пелевин
К wolfschanze (16.03.2005 22:48:03)
Дата 17.03.2005 02:46:44

Департамент полиции МВД Российской империи и охрана государственной границы-2

На жандармских офицеров пограничных пунктов возлагались обязанности по наблюдению за тем, чтобы в пассажирском багаже и товарных местах в Россию не содержались бы запрещенные к ввозу предметы (оружие, взрывчатые вещества и пропагандистская революционная литература). Для этого жандармские офицеры были вправе присутствовать в любое время при таможенных досмотрах пассажиров, их багажа, ручной клади и товарных мест, а также требовать от таможенных чинов справок и сведений по ввозу и вывозу товаров, обозревать таможенные книги, документы на товары и делать выписки касательно адресов получателей и отправителей товаров. В случае каких-либо подозрений по требованию жандармских офицеров таможенные чины были обязаны производить повторный досмотр багажа или товаров.31 Таможни же были обязаны без запросов со стороны жандармских офицеров сообщать им о всех книгах, шрифтах и печатных станках, ввезенных из-за границы.32

Циркуляром Департамента полиции № 1861 от 5 июня 1882 г. заведовавшим пограничными пунктами жандармским офицерам на западной границе империи вменялось в обязанность проведение контрразведывательной работы в случаях сбора иностранными разведчиками сведений о состоянии и расположении русских крепостей и вообще при осуществлении разведывательной деятельности в пограничной местности. При получении извещений от консулов о предстоящем проезде иностранца, подозреваемого в принадлежности к разведслужбе, либо при просмотре паспорта, в котором фамилия иностранца оказалась подчеркнутой при визировании в русском консульстве за рубежом двумя линиями, жандармский офицер был обязан обеспечить проведение самого тщательного таможенного досмотра с целью обнаружения подозрительных предметов и документов. В особых случаях на российской территории за иностранными разведчиками устанавливалось наружное наблюдение с сообщением о нем полицейским властям в каждом пункте прибытия. Одновременно с учреждением наблюдения за следованием такого иностранца необходимо было сообщать шифром по телеграфу губернаторам, полиции и в штабы военных округов.33

Жандармские офицеры пограничных пунктов обязаны были также наблюдать за жизнью населения пограничного пункта и за пограничной местностью соседнего государства и сообщать своему руководству обо всем, что могло быть достойным внимания с точки зрения государственных интересов.34

В целях ведения розыскных и разведывательных мероприятий на сопредельной территории жандармские офицеры пограничных пунктов и члены их семей снабжались документами для многократного пересечения границы, их вещи и ручная кладь пропускались таможней беспрепятственно, в том числе и запрещенные к ввозу и ввозимые в интересах службы книги.35 П. Заварзин, служивший в начале своей жандармской карьеры начальником пограничного пункта на станции Волочиск, вспоминает, что в тот период в 1899 г. он оказывал содействие русским дипломатическим курьерам и военной разведке, вербуя для генерал-квартирмейстера Киевского военного округа секретных агентов, благодаря которым удавалось получить сведения, касавшиеся работ на орудийных заводах «Шкода» в Австрии, строительства военных узкоколеек, мостов и т. п.36

Кроме того, заведовавшие пограничными пунктами жандармские офицеры не освобождались от исполнения возложенных на них Уставом уголовного судопроизводства обязанностей по производству дознания по делам о государственных преступлениях.

Штаты пограничных пунктов состояли из одного или нескольких жандармских офицеров, штата унтер-офицеров и возглавлялись помощниками начальников пограничных отделений жандармских полицейских управлений железных дорог губернских жандармских управлений.

Важную роль в деле пресечения незаконного проникновения на территорию империи оружия и взрывчатки играли таможенные и погра­ничные органы страны. К началу XX в. в России в рамках Министерства финансов сложилась и действовала достаточно мощная самостоятельная специальная полицейская система контроля за перемещением через границу империи людей и товаров. Она включала в себя Департамент таможенных сборов с подчиненными ему таможенными учреждениями и Отдельный корпус пограничной стражи.

Сведенные в таможенные округа таможни представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из управляющего, членов таможен, канцелярских служащих, корабельных и пакгаузных смотрителей, выкладчиков пошлин и таможенных досмотрщиков. Досмотрщики выполняли все работы по обеспечению режима в местах расположения таможен, участвовали в досмотре транспортных средств и грузов.

Весьма важным обстоятельством было то, что прерогативы борьбы с контрабандой в дореволюционной России не были лишь достоянием государственных учреждений. Закон не запрещал частным лицам выслеживать контрабандистов с их контрабандными товарами на всей территории империи и даже поощрял их за это крупными денежными вознаграждениями (львиная доля стоимости конфискованных контрабандных товаров).37

В связи с изданием в 1819г. Таможенного устава в России по всей сухопутной и морской границе была учреждена таможенная стража, получившая в 1822 г. военную организацию.38 В каждом таможенном округе дислоцировалась бригада таможенной стражи, которая с 1835 г. стала именоваться пограничной. В 1893 г. пограничная стража была выведена из состава таможенного управления и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи, подчинявшийся министру финансов (шефу Корпуса).

Бригады пограничной стражи состояли из отрядов, которым подчинялись посты и кордоны на границе. Основными задачами пограничной стражи были: 1) задержание предметов контрабанды, перемещаемых через границу помимо таможенных учреждений и 2) препятствование незаконному переходу людей через границу.39

К концу XIX в. в России окончательно сложилась система таможенного контроля, состоявшая из двухэтапной процедуры. Первый этап заключался в активных действиях «провозителей» тех или иных предметов или грузовладельцев по объявлению таможне о провозимых ими предметах (вещах, валюты, грузов и т. п.).40 Второй этап представлял собой действия таможенных служащих по проверке сделанных объявлений путем опроса и досмотра и обложению таможенной пошлиной объявленных товаров.

Для успешного выполнения своих функций русские полицейские органы наделялись полномочиями давать распоряжения и предписания должностным лицам и гражданам и в случаях их невыполнения принуждать их выполнять требования закона и изданные на его основании распоряжения и предписания. Формы принуждения, которые были доступны полицейским органам дореволюционной России, подразделялись на следующие группы: 1) обеспечение полиции судебной властью как средством принуждения; 2) личное задержание; 3) вооруженное принуждение и 4) исключительное, осадное, чрезвычайное и военные положения.41

Под судебной властью полиции понимались полномочия а) по производству полицией отдельных следственных действий (для предупреждения и пресечения преступлений и проступков полиция в установленных законом случаях обладала правом проникновения в частные жилища, проведения обысков, выемок и освидетельствований, наложения ареста на имущество, запрещений и секвестров, правом вскрытия и просмотра частной корреспонденции и правом предупредительного личного задержания как меры пресечения способов скрыться от следствия и суда и уничтожения следов преступления; б) по производству розыска и дознания и, в исключительных случаях, следственных действий (основное правило заключалось в том, что при производстве дознания и следственных действий полиция действовала в качестве подчиненного и служебного органа юстиции, ее судебные органы были вправе подвергать материалы дознания, подготовленные полицией, юридической квалификации). По делам о контрабанде таможенные учреждения дореволюционной России были наделены правом производства дознания и предварительного следствия.42 Губернские жандармские управления осуществляли дознание по делам о государственных преступлениях, в том числе обнаруженных в ходе оперативно-розыскных мероприятий на границах империи.43

Действовавшие на границах полицейские органы были наделены и так называемыми охранно-розыскными функциями. Работа охранно-розыскной полиции характеризовалась следующими особенностями: 1) эти полицейские органы не пользовались непосредственно принудительной властью, ограничиваясь исключительно тайным розыском (сыском), в случае же необходимости принятия каких-либо мер принуждения они обращались за содействием к наружной (явной) полиции, обеспеченной всеми внешними атрибутами принудительной власти; 2) для осуществления тайной (законспирированной) деятельности охранно-розыскная полиция создавала и использовала в качестве своих средств специальные аппараты внутреннего осведомления и наружного наблюдения. К этому следует добавить то, что приграничные губернские жандармские управления были наделены полномочиями ведения розыскной деятельности. В то же время Отдельный корпус пограничной стражи осуществлял агентурно-разведывательную деятельность с целью обнаружения, предупреждения и пресечения контрабанды, в том числе и политического характера, а также проводил контрольно-заградительные (сторожевые) мероприятия в пределах пограничной полосы.44

Значение агентурной работы возрастало по мере оживления общественного и революционного движения в стране. И особенно стала очевидной потребность государственной политической полиции в агентуре и наружном наблюдении после появления действовавших на сугубо конспиративной основе народовольческих организаций, пытавшихся бороться с самодержавием методами террора. К концу периода существования III Отделения, т. е. в 1860—1870 гг., произошло постепенное разделение секретных агентов на две основные группы: агентов, осуществлявших внутреннее наблюдение, и агентов наружного наблюдения. Первая категория позднее получила название «внутренняя агентура» и представляла собой агентов в сегодняшнем понимании. К ним относили тайных агентов органов политического розыска, проникших внутрь революционного кружка или организации. «Наружная агентура» позднее стала именоваться филерами или наблюдательными агентами, которые к концу века превратились в штатных сотрудников органов политического розыска.

Формирование агентурного аппарата розыскных органов, действовавших на границах Российской империи, имело свою специфику. На западных границах империи (Бессарабия, Польша, Литва) коренное население преобладало, и антирусские настроения были распространены чрезвычайно широко. Следовательно, осуществлять подыскание и вербовку сотрудников из числа коренного населения необходимо было крайне щепетильно и осторожно. Надо было учитывать и то, что значительное число приграничных жителей было вовлечено в контрабандную деятельность, а интерес к контрабандистам, как указывалось выше, проявляла и германская разведка.

В тех случаях, когда источники сообщений были достаточно проверенными, а проводимые по их информации мероприятия, в том числе с использованием наружного наблюдения, были организованы надлежащим образом, положительный результат не заставлял себя долго ждать. Такое умелое сочетание внутреннего осведомления и наружного наблюдения привело, к примеру, к задержанию крупной партии оружия на прусской границе в июне 1906 г.45

Несомненно, для целей вербовки большой оперативный интерес представляли служащие железных дорог (кондукторы, проводники и официанты, сцепщики вагонов, весовщики в пакгаузах и пр.), а на морском транспорте — члены экипажей пароходов и портовые служащие для внутреннего наблюдения за пограничной зоной.46 Кроме того, завербованная вагонная или судовая прислуга могла вести наблюдение за подозрительными лицами в течение достаточно долгого пути следования поездов и пароходов до границы (в том числе осуществлять негласный осмотр вещей и документов в купе и каютах во время уборки этих помещений) и сообщать затем об этом розыскному органу. Они также могли быть использованы для связи с зарубежными агентами.

Установление доверительных отношений сотрудничества с таможенными служащими открывало возможность маскировки интересов розыскных органов при проведении, казалось бы, рутинных действий по таможенному досмотру ручной клади и багажа пассажиров, не возбуждая у них подозрений относительно мотивов тщательных досмотров и скрупулезных опросов. Известный террорист Б. Савинков вспоминал, как одного из его подручных на пограничной станции Белоостров задержали таможенники, которые произвели скрупулезный личный досмотр и потребовали уплаты пошлины за новый костюм, надетый на него. После его обращения в таможенное управление начальник управления подсказал заявителю, что, по всей видимости, жандармскому офицеру необходимо было его обыскать, не возбуждая подозрения, что и сделали по его просьбе таможенные чины.47

Реализация полученной агентурным путем информации о готовящейся контрабанде оружия и политической литературы также имела свою специфику. Для жандармов всегда существовал соблазн утаить эту информацию от таможенников и пограничников для последующего привлечения к дознанию о государственном преступлении возможно большего числа участников преступных сообществ уже внутри страны. По одному из дел о политической пропаганде прокурор строго указал розыскному органу на то, что «пропуск из-за границы транспорта с нелегальной литературой, основанный на заведомом предоставлении провозителям возможности водворить транспорт внутрь Империи, с целью привлечения к дознанию возможно большего числа лиц, которые окажутся к этому прикосновенными... не приносит пользу государству без противоречия требованиям закона, т. к. вместо предупреждения и пресечения готовящегося преступления создает возможность для политической деятельности».48

Как уже отмечалось выше, филеры также использовались в практике работы пограничных жандармских пунктов. Департамент полиции неоднократно указывал в своих циркулярах о необходимости сопровождения наружным наблюдением подозрительных лиц лишь в случаях обнаружения у них каких-либо компрометировавших их документов или предметов, обнаруженных в ходе обыска или таможенного досмотра, в противном случае происходило непроизводительное использование агентов наружного наблюдения.49 Хотя наружное наблюдение и имело широкое распространение в деятельности розыскных органов, однако оно было лишь вспомогательным средством, дополнявшим внутреннюю агентуру.

Особое место в пограничном контроле занимали гласные и негласные способы перехвата корреспонденции между зарубежными подрывными центрами и их сообщниками на территории Российской империи. К негласным способам перехвата такой корреспонденции относилась перлюстрация, которая существовала конспиративно и нарушала официальное законодательство, разрешавшее вскрытие писем не иначе как по приговору суда. Перлюстрация производилась по негласному распоряжению главы государства чрезвычайно узкой группе доверенных лиц на центральных почтамтах приграничных губерний секретными подразделениями почтового ведомства («черные кабинеты»).

В тесной связи с перлюстрацией, которая осуществлялась в почтовых учреждениях, находилась оперативная работа политической полиции при содействии чинов таможенного ведомства, осуществлявших таможенный контроль непосредственно на границе. Полномочия таможенных чиновников по досмотру ручной клади и багажа следовавших через границу лиц позволяли обнаруживать среди их личных вещей различные письма, шифроблокноты и донесения зарубежных шпионов и их агентов и прочие документы, в которых содержалась заслуживавшая внимания государственной политической полиции информация. В целях содействия изобличению изменников и шпионов, членов революционных организаций, прятавших в своей одежде или багаже зашифрованные письма и сообщения, Департамент таможенных сборов в 1902 г. направил в таможенные учреждения страны циркулярное указание о необходимости немедленно информировать офицеров пограничных жандармских пунктов о фактах обнаружения таких писем и сообщений.50

Поскольку общая координация мероприятий по охране границ Российской империи была возложена на Департамент полиции, то при решении им задач политического розыска в приграничных местностях таможенные и пограничные власти беспрекословно выполняли жандармские требования и указания. Ориентирующая информация розыскных органов о попытках нелегального перемещения оружия, взрывчатки и подрывной, революционной литературы должна была немедленно приниматься к исполнению таможнями и пограничными отрядами.

Надо отметить, что такая информация поступала в местные таможенные учреждения и пограничные бригады и отряды в огромном объеме и в большей своей части она была точной и верной. Помимо собственных источников информации к этой работе были привлечены разведывательные органы военного ведомства и МИД, зарубежные власти и частные сыскные агентства.

Возглавляемая генерал-квартирмейстерской службой Главного управления Генерального штаба русской армии военная разведка занималась сбором сведений о силах и средствах потенциального противника через своих представителей, работавших под прикрытием русских военных миссий за рубежом, и через нелегальные агентурные сети. В связи с широким размахом ввоза в империю оружия и взрывчатки, приобретенных на деньги японской разведки, перед русской военной разведкой была поставлена задача выявления таких фактов с целью немедленного информирования Департамента полиции для организации перехватов контрабандных поставок. Например, в 1905 г. первый обер-квартирмейстер Главного управления Генерального штаба сообщал из Вены о том, что по его агентурным сведениям оружие и взрывчатка поступают в Россию в стенках несгораемых шкафов и сейфов, поставляемых прямо с заводов-изготовителей, а их доставка в Россию осуществляется по железной дороге в промышленные центры страны.51

В январе 1908 г. на основании сведений, полученных от собственных источников, МИД сообщил в Особый отдел о том, что русское посольство в Лондоне информировало МВД Великобритании об имевших место случаях отгрузки партий оружия с целью нелегальной доставки в Россию. Англичане были удивлены такой информированностью и начали собственную проверку этих фактов.52

Государственная политическая полиция контролировала процесс кадрового комплектования таможенных и пограничных органов, следила за их благонадежностью. Чины этих служб привлекались жандармами для наблюдения за обстановкой на границе. Более того, в 1880 г. начальники некоторых таможенных округов были снабжены ключами для жандармских шифров.53 В 1908 г. от межведомственной комиссии Отдельного корпуса пограничной стражи, Департамента таможенных сборов и Департамента полиции поступило предложение о подчинении офицеров-пограничников начальникам районных жандармских отделений при ведении тайного розыска.54 Дело, однако, не двинулось с места из-за опасений пограничного руководства потерять свою самостоятельность в столь важном вопросе, как розыск.

В целом, тем не менее, можно констатировать, что к 1917 г. Департамент полиции МВД Российской империи был близок к созданию на государственной границе действенного механизма по борьбе с контрабандой оружия, взрывчатки и подрывной литературы, способного решать и другие многочисленные задачи государственной важности.

Подводя итоги сказанному, по нашему мнению, можно сформулировать следующие выводы.

К началу XX в. в Российской империи были выработаны пути создания действенной системы предупреждения и пресечения государственных преступлений на границах страны, которая могла эффективно решать задачи предотвращения нелегальной заброски на территорию государства оружия, взрывчатых веществ и пропагандистской литературы при наличии достаточных сил и средств государственной политической полиции и преодолении отмеченных выше серьезных изъянов в ее организационном построении. В центре этой системы находился Департамент полиции МВД империи, выполнявший функции координации и контроля деятельности всех ведомств на границах государства.

Действуя через охранные отделения, губернские жандармские управления и жандармские полицейские управления железных дорог и подчиненные им пограничные жандармские пункты, Департамент полиции продемонстрировал свою способность принимать своевременные организационные и оперативно-розыскные мероприятия в специфических условиях государственной границы.

Специфика эта заключалась в создании, по сути дела, своеобразного поисково-ударного механизма, нацеленного на: 1) обнаружение и пресечение контрабанды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и пропагандистской литературы; 2) предупреждение, таким образом, совершения государственных преступлений и преступлений против порядка управления.

Данный опыт был использован для создания аналогичной системы контроля на государственной границе на последующих этапах исторического развития нашего государства, он не теряет своей актуальности и по сей день.



31Тимофеев Л. Обязанности железнодорожной жандармской полиции по жандармско-полицейской части. СПб., 1912. С. 980.

32РГИА. Ф. 21. Оп. И. Д. 20015. 1885г. Л. 104.

33Сборник законоположений и правительственных распоряжений по исполнению жандармскими чинами пограничных пунктов обязанностей по паспортной части. С. 11.

34 Там же. С. 14.

35 РГИА. Ф. 21. Оп. 11. Д. 17. Л. 113.

36 Заварзин П. П. Жандармы и революция: Воспоминания. С. 39.

37Труды комиссии по изысканию мер против контрабанды питей. Ч. 1. СПб., 1884. С. 208.

38Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 1; вып. 1. СПб., 1900. С. 4.

39 Правила об Отдельном корпусе пограничной стражи // Свод законов Российской империи. Т. IV. Устав таможенный. СПб., 1910.

40Руководство к изучению производства досмотра товаров в таможнях / Сост. К. Пальшау. СПб., 1874. С. 46; Русский таможенный ключ для путешественников. СПб., 1913. G. 68.

41Древинг С. Краткие сведения из «Полицейского права», «Государственного права» и Уголовного Уложения. М., 1909. С. 12.

42Устав уголовного судопроизводства // Свод законов Российской империи. Т. 16. СПб., 1909. Ст. 1124.

43Там же. Ст. 1035-1-1035-29.

44Плеханов А. М. Разведывательная служба Отдельного корпуса пограничной стражи WWW document] // URL:
http://www.fsb.ru/ mstory/readl998/plehanov.html.

45ГА РФ. Ф. 102. 1906 г. Оп. 295. Д. 31. Л. 29.

46 Сборник секретных циркуляров по Отдельному корпусу пограничной стражи с 1894 по 1900г. С. 169.

47 Савинков Б. Избранное. М., 1990. С. 113.

48 ТА РФ. Ф. 102. 1904г. Д. 2, ч.б. Л.18.

49 Тимофеев Л. Обязанности железнодорожной жандармской полиции... С. 1017.

50 Там же. С. 982.

51 ГА РФ. Ф. Департамента полиции. Особый Отдел. 1905 г. Д. 450. Т. 9 (1). Л. 42.

52 Там же. 1907 г. Д. 32. Ч. 8. Л. 26.

53 ГА РФ. Ф. 102. Третье делопроизводство. 1882 г. Д. 71. Л. 45.

54Плеханов А. М. Разведывательная служба Отдельного корпуса пограничной стражи.

От Пелевин
К wolfschanze (16.03.2005 22:48:03)
Дата 17.03.2005 02:45:54

Департамент полиции МВД Российской империи и охрана государственной границы-1

А. М. ДОРОНИН,* И. И. МУШКЕТ**

Департамент полиции МВД Российской империи и охрана государственной границы

В практике спецслужб широко используется термин «оперативная обстановка». Ее элементами являются среда, в которой действуют полицейские органы, социально-политические, экономические факторы, формы и методы противоправных действий преступных сообществ и отдельных лиц. Теоретически при верной оценке тенденций развития всех указанных факторов можно, приняв соответствующие меры, предотвратить общественные потрясения. Рассмотрим некоторые основные элементы оперативной обстановки в дореволюционной России, которые обусловили необходимость формирования и деятельности специальных полицейских сил и средств на рубежах страны в XIX — начале XX в.

Возникшее в России в 70-х годах XIX в. революционное движение опиралось на мощную интернациональную поддержку. Начиная с 1870г. вплоть до октябрьского переворота европейские и американские социалисты и анархисты считали себя обязанными оказывать всю возможную моральную поддержку и практическую помощь радикалам в России, в том числе помощь в предоставлении укрытия для террористов, их руководителей и пособников в производстве, приобретении и контрабанде оружия и взрывчатых веществ на территорию России.

Центры русской эмиграции (Женева, Цюрих, Берлин, Лондон, Париж) находились под пристальным наблюдением со стороны III Отделения и в дальнейшем его преемника — Департамента полиции МВД Российской империи. Жандармское наблюдение за рубежом выявило в начале XX в. определенные центры притяжения русских политэмигрантов. Например, Берлин в основном предпочитался эсдеками, эсеры стремились собираться в Женеве, а в Лондоне концентрировались польские, латышские, армянские националисты и русские анархисты. Берлин фигурировал как основной пункт, откуда шло широкое водворение в Россию нелегальной литературы.1 В 1870-1880 гг. в эмигрантской среде появляются профессиональные революционеры, неоднократно незаконно выезжавшие из России и возвращавшиеся обратно. Это было связано с тем, что, страшась ударов русской государственной политической полиции, преступные сообщества дислоцировали за рубежом свои издательства, типографии, библиотеки, склады оружия и взрывчатых веществ, партийные кассы.2 Там же размещались и органы управления этими сообществами. Бывший начальник Кишиневского, Донского, Варшавского и Московского охранных отделений П. П. Заварзин отмечал, что «верхи партий почти всегда находились за границей и сношениями с ними координировалась вся работа. Только вне досягаемости русской власти допускалась централизация материалов партий, да и то по отделам, на местах же письменный материал был доведен до минимума и преимущественно зашифрованный».3

В начале XX в. русская государственная политическая полиция столкнулась с ситуацией, когда на политической арене появился новый хорошо организованный внутренний враг в лице социалистических и националистических партий и религиозных панисламистских организаций, что привело к усилению террористической деятельности на территории империи. Эти организации теперь могли рассчитывать на более солидную финансовую поддержку, направляя особые усилия на добывание денег в России и за границей. Меценаты, желавшие поддерживать российское революционное брожение, предпочитали жертвовать большие суммы денег в пользу не мелких террористов, а организованных политических партий. Постоянно пополнявшаяся партийная казна позволяла этим партиям не только содержать боевиков, но и активно закупать за рубежом оружие и взрывчатые вещества, необходимые для террористической деятельности, а также заниматься подкупом государственных служащих, которые могли помешать осуществлению грандиозных террористических планов, прикрытых флером социально-экономических и политических утопий. И, наконец, организация разветвленной партийной сети значительно облегчала задачу ввоза оружия и динамита на территорию России.4 Результат этой деятельности не замедлил сказаться: общее число жертв террористических актов за 1905— 1907 гг. в России составило более 9000 человек.5

Как справедливо отмечает американская исследовательница А. Гейфман, многие политические партии и террористические группировки анархистского толка в целях экономии накладных расходов попросту обращались к большевикам за содействием в этих вопросах, поскольку последние сумели создать единственное эффективно действующее звено, подошедшее к этой проблеме системно и профессионально — военно-техническую группу Красина, которая со дня своего основания в начале 1905 г. налаживала связи за границей с целью получения помощи в производстве и контрабанде оружия и взрывчатых веществ.6

Здесь следует уточнить, что в соответствии с § 381 и 382 Таможенного устава по европейской торговле 1819 г. контрабандой признавались действия по перемещению через границу товаров помимо таможенных учреждений, а также, хотя и через таковые, но без указания о них в грузовых и таможенных документах.7 В таможенных уставах 1892 и 1906 гг. определение контрабанды было значительно уточнено. Контрабандой, в частности, стали признаваться действия по сокрытию товаров от таможенного контроля при следовании пассажиров через расположенные на границе империи таможенные учреждения («таможенные рогатки»). Нормы о наказании за контрабанду были включены и в Уложение о наказаниях 1845 г. в раздел о преступлениях против уставов казенных управлений.

Особую опасность для государства имела контрабанда оружия, боеприпасов и использовались для совершения многочисленных террористических актов. Эта опасность усугублялась сотрудничеством внутренних и внешних врагов государства. Как было установлено русскими разведчиками, в 1904 г. резидент японской разведслужбы в Европе Акаси по решению японского генштаба передал русским революционерам через финского посредника — руководителя финляндской партии активного сопротивления К. Циллиакуса 2 млн. иен для закупки и доставки в Россию контрабандным путем партии оружия для ведения террора против правительственных сил.8

О масштабах закупок и последующей контрабанды на японские деньги можно судить по следующим данным: в Швейцарии были закуплены 25 тыс. винтовок и свыше 4 млн. патронов к ним, около 3 тыс. револьверов и 3 тонны взрывчатых веществ, партия кавалерийских карабинов «Маузер» была закуплена в Гамбурге К. Циллиакусом; в период с весны 1904 по конец 1905 г. только через Финляндию в Россию революционерами были ввезены свыше 15 тыс. винтовок и ружей, около 24 тыс. револьверов и большое количество патронов, боеприпасов и динамита.9

К началу Первой мировой войны особую опасность для России стала представлять разведывательно-подрывная деятельность 2-го обер-квартирмейстерства генштаба кайзеровской Германии. Первостепенное внимание германская разведка уделяла пограничной полосе на территории Российской империи, где существовали благоприятные условия для организации разведывательной деятельности против России. Этой службе можно было без особого труда найти среди населения русской пограничной полосы многочисленных профессиональных торговцев контрабандными товарами, готовых выполнять шпионские поручения и служить посредниками в сношениях с занимавшими высокие посты чиновниками и офицерами, которые были знакомы им по своему легкомыслию и веселому образу жизни. Кроме того, эти чиновники и офицеры нередко оказывались должниками торговцев и потому легко становились объектом угроз и шантажа.10 Несомненно, большую помощь в наблюдении за границей германской разведке оказывала своя полиция, которая констатировала, что на русской границе царит вполне устроенная контрабандная система благодаря местным жителям, полностью отдавшимся этому ремеслу.'' Оперативный состав пограничных губернских жандармских управлений и охранных отделений был обязан постоянно вести контрразведывательную работу в пограничных местностях помимо своих обязанностей по обнаружению, предупреждению и пресечению контрабанды оружия, взрывчатки и нелегальной литературы. Части Отдельного корпуса погра­ничной стражи также вынуждены были пресекать возросшую активность германской разведки. Так, только в 1895 г. ими было выдворено за пределы русских территориальных вод несколько германских военных пароходов, производивших обследование побережья империи и промеры глубин.12

взрывчатых веществ, которые после нелегального ввоза в страну.

Германская разведка содействовала антиправительственным силам в проникновении на территорию России, а также в финансировании закупок за рубежом оружия и взрывчатки с последующей контрабандной их доставкой на территорию империи для разрушения политического, экономического и оборонного потенциала страны. В частности, немецкой разведкой для этого использовались проторенные контрабандные пути через Швецию и Финляндию.13 Одной из наиболее известных операций по использованию этого канала немецкой разведкой явилась нелегальная переброска в Россию из Швейцарии в 1917 г. группы В. И. Ленина в количестве около 100 человек для совершения в стране переворота и вывода ее из войны с Германией.14

Рассматривая вопросы организационно-правового противодействия незаконному ввозу в страну оружия и взрывчатых веществ, необходимо отметить следующее.

Полицейское управление в дореволюционной России заключалось в контроле за скорым и точным соблюдением законов, учреждений и постановлений, изданных уполномоченными на то руководителями, на всем пространстве империи.15 Ведению Департамента полиции МВД Российской империи подлежали, в частности, дела: 1) по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка; 2) о государственных преступлениях; 3) по устройству полицейских учреждений; 4) об охране государственной границы; 5) о пограничных сообщениях; 6) о выдаче иностранцам видов на жительство в России и о высылке иностранцев; 7) по наблюдению за исполнением законов и правил о паспортах.

Отсюда можно сделать важный вывод о том, что Департамент полиции отвечал и за комплекс вопросов по охране границы империи. Все мероприятия, осуществлявшиеся на границе другими государственными ведомствами, подлежали согласованию с Департаментом полиции. Остановимся подробнее на этой стороне его деятельности.

С конца XIX в. в структуре Департамента полиции действовал Отдел по охране и возобновлению границы. В 1912г. функции этого подразделения были переданы во вновь созданный в системе МВД Комитет по охране и возобновлению государственной границы. На местах в приграничных губерниях действовали пограничные комиссары МВД. К Комитету прикомандировывались также представители Генерального штаба, МИД, Министерства финансов, в структуре которого находились таможенное и пограничное ведомства. В задачу этого органа входило решение вопросов охраны государственной границы, в том числе: общая координация деятельности ведомств по охране границы, дислокации таможен, пограничных отрядов, полицейских сил в приграничных губерниях; участие в рассмотрении и разрешении пограничных споров; утверждение достигнутых международными комиссиями соглашений по пограничным вопросам; участие в определении границы, ее обозначение на картах, планах и на местности; выработка правительственной точки зрения на разногласия по пограничным спорам.16 Эта деятельность МВД империи являлась исключительно важной, поскольку обеспечивала солидарность в действиях различных ведомств по охране государственных границ и единство территориального верховенства государственной власти.17

Кроме того, в том, что касалось выполнения задач по борьбе с государственными преступлениями, органы государственной политической полиции в своей деятельности на границе были поставлены в приоритетное положение по отношению к таможенным и пограничным органам. Например, последние обязаны были инициативно уведомлять чинов Отдельного корпуса жандармов о полученных сведениях относительно предполагаемого перемещения и складирования предметов политической контрабанды, о задержаниях таких предметов, о нарушителях границы, исполнять требования офицеров Корпуса по производству мер таможенного и пограничного контроля в отношении следовавших через границу лиц, их личных вещей, багажа и грузов.18 Таким образом, органы государственной власти, призванные защищать интересы фиска (государства как собственника и участника гражданского оборота), были поставлены в вопросах охраны государственной границы фактически в положение, подчиненное государственной политической полиции как выразителю интересов государства-властителя, держателю публичных правомочий и функций — «imperium».19 Это диктовалось жизненно важными задачами охраны существовавшего государственного и общественного строя.

Представляется необходимым дать краткую характеристику организационного строения органов, осуществлявших борьбу с незаконным ввозом в страну оружия и взрывчатых веществ.

В 1826 г. в России в лице III Отделения был создан головной аппарат управления русской государственной политической полицией, которому в качестве исполнительного органа был подчинен Отдельный корпус жандармов. Перед всеми чинами Корпуса была поставлена задача ведения наблюда­тельной деятельности в местах дислокации своих частей и сообщения своему начальству «о всех происшествиях, о всех примечаемых фактах, заслуживающих внимания».20 В военном отношении чины Корпуса подчинялись военному ведомству, выполнение полицейских задач контролировалось и направлялось III Отделением. Помимо принятия мер против доступа в Россию и распространения революционных изданий на чинах Корпуса лежала обязанность расследования дел о государственных преступлениях в рамках деятельности в качестве исполнительного органа III Отделения.21

В 1880 г. при упразднении III Отделения заведование Корпусом было поручено министру внутренних дел на правах шефа жандармов, причем в военном отношении Корпус был оставлен в подчинении военному министру.22 Командир Корпуса по строевой части действовал через штаб корпуса, а по вопросам обнаружения и расследования преступлений — через Департамент полиции Министерства внутренних дел.

Следующим шагом по реформированию русской государственной политической полиции было создание отделений по охране порядка и общественной безопасности, именовавшихся сокращенно охранными отделениями. Такие органы начали действовать с 1866 г. в Санкт-Петербурге при градоначальнике и с 1880 г. в Москве при обер-полицмейстере. Это были оперативно-розыскные органы, призванные бороться с «крамолой» методами внутреннего освещения и' наружного наблюдения. Оперативный состав охранных отделений комплектовался в основном из офицеров Отдельного корпуса жандармов. Общее руководство оперативно-розыскной деятельностью в империи осуществлял созданный в 1896 г. Особый отдел Департамента полиции, в ведении которого находились также заграничная агентура и обобщение результатов перлюстрации писем.

Создание системы охранных отделений в дореволюционной России безусловно явилось большим шагом по направлению к совершенствованию политического розыска.

К 1916г. русская государственная политическая полиция состояла из 69 губернских, 3 областных, 4 городских, 30 уездных, 32 жандармских полицейских управлений железных дорог с их 321 отделением, 5 охранных отделений (3 местных и 2 районных), заграничной агентуры с общей численностью 16 тыс. человек.23

В последней четверти XIX в. вполне оформились зарубежные центры русских подрывных антиправительственных организаций. К 1880г. количество их членов, находившихся за рубежом и прежде всего в Париже, составляло около 5 тыс. человек.24 В связи с активной зарубежной деятельностью эмигрантских подрывных организаций в 1883 г. Департамент полиции создает свою заграничную агентуру для наблюдения за ними в европейских странах. В 1886 г. было создано парижское бюро данной структуры. Так было положено организационное начало созданию отечественной политической разведки путем ее структурного выделения в системе русской государственной политической полиции. В 1913 г. агентурный аппарат этого органа состоял из 28 французов и итальянцев. Все они выполняли задачи наружного наблюдения, организовывали внутреннее освещение деятельности эмигрантских центров за рубежом, занимались перлюстрацией их корреспонденции.

Вся контрразведывательная деятельность Департамента полиции направлялась Особым отделом, в структуре которого вначале действовало IV секретное отделение, а затем Отделение по розыску о международном шпионстве, местными органами которого были охранные отделения и губернские жандармские управления. Ими велась борьба с военным, политическим и экономическим шпионажем. Кроме того, борьбу с военным шпионажем вели штабы военных округов. П. А. Столыпин считал необходимым сконцентрировать всю работу по борьбе со шпионажем в рамках МВД. Он писал осенью 1908 г. начальнику Генерального штаба генералу Ф. Ф. Палицыну: «Контрразведка, в сущности, является лишь одной из отраслей политического розыска».25 Однако в результате борьбы русской военной бюрократии за свои прерогативы перед Первой мировой войной система контрразведки России была образована в структуре военного ведомства на основании Положения о контрразведывательных отделениях, утвержденного 8 июня 1911 г. военным министром.

С начала 1870-х годов русская государственная политическая полиция начала осуществлять систематические мероприятия на границах империи с целью предупреждения и пресечения государственных преступлений. Для этих целей в структуре Отдельного корпуса жандармов были созданы специальные оперативные подразделения — пограничные жандармские пункты.

В мае 1871 г. Александр II повелел Отдельному корпусу жандармов немедленно принять самые жесткие меры по усилению надзора на границах империи с целью недопущения в ее пределы подрывных элементов из-за рубежа.26

В столицу на совещание для выработки координации соответствующих мероприятий были вызваны начальники всех западных российских приграничных жандармских управлений. Одновременно генерал-губернаторам приграничных губерний было дано указание о всяческом содействии чинам Отдельного корпуса жандармов в деле охраны границ.27 Общая полиция была обязана информировать III Отделение о всех лицах, задержанных за нелегальный переход границы. 17 июня 1871 г. совместным постановлением министра внутренних дел, министра финансов и главного управляющего III Отделением на границах империи был установлен новый порядок, в соответствии с которым контроль за паспортами перемещавшихся через границу лиц был возложен на чинов Отдельного корпуса жандармов вместо таможенных чиновников. Во исполнение этого решения III Отделение передислоцировало значительную часть жандармских наблюдательных пунктов в причерноморские и юго-западные губернии с широкой сетью приграничных дорог. В портах Азовского, Балтийского и Черного морей были созданы жандармские наблюдательные посты с возложением на них обязанностей осуществления паспортного контроля на границе. Аналогичные пункты были организованы на железнодорожных пограничных станциях.28

При пропуске через границу различных лиц жандармский офицер, заведовавший паспортной частью, руководствовался правилами Устава о паспортах, Таможенным уставом, а также предписаниями министра внутренних дел и своего непосредственного руководства. Кроме проверки паспортов, на жандармские пограничные пункты была возложена обязанность предупреждения попыток проникновения в пределы империи подозрительных и неблагонадежных лиц, в связи с чем каждый жандармский пограничный пункт снабжался списком таковых лиц. В марте 1882 г. Департамент государственной полиции дал предписание русским консульским учреждениям за рубежом сообщать по телеграфу на пограничные пункты сведения о намерениях въезда на территорию России лиц, на которых русской дипломатической разведкой была получена ориентирующая информация как о неблагонадежных.29 Консулы были обязаны также проставлять в паспортах возбудивших у них подозрения лиц условный знак в виде двойного номера для особенно тщательного досмотра этих лиц пограничными жандармскими офицерами.

Не менее важной заботой жандармских офицеров на пограничных пунктах было предупреждение проникновения через границу лиц, скрывавшихся внутри империи от законной ответственности за совершенные ими на территории страны преступления. В соответствии с предписанием Департамента государственной полиции № 1029 от 20 марта 1882г. списки таких лиц рассылались Департаментом на все пограничные пункты. Задержание лиц на пограничных пунктах в таких случаях производилось жандармскими офицерами, если фамилия лица была записана в запретительном алфавите либо на этот счет имелось распоряжение соответствующего правительственного учреждения, или же в случае сообщения о таком лице российского консула за рубежом.30 Во всех остальных случаях жандармский офицер при следовании через вверенный ему пограничный пункт подозрительных лиц обязан был дать указание таможенным чинам о тщательном таможенном досмотре этих лиц в своем присутствии и, выяснив, куда данные лица следуют, сообщить об этом шифрограммой в Департамент полиции и своему непосредственному руководству.

* Кандидат юрид. наук, преподаватель СПбУ МВД РФ.

** Кандидат юрид. наук, доцент, начальник кафедры СПбУ МВД РФ.

1 Обзор важнейших дознаний, производившихся в жандармских управлениях в 1902 г. Ростов н/Д., 1906. С. 122.

2 Там же. С. 56.

3 Заварзин П. П. Жандармы и революция: Воспоминания. Париж, 1930. С. 92.

4 Гейфман А. Революционный террор в России (1894-1917). М., 1997. С. 24.

5 Там же. С. 30.

6 Там же. С. 276.

7 Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. Т. XXXVI. № 28030.

8Павлов Д. В. Русская контрразведка в годы русско-японской войны // Отечественная история. 1996. № 1. С. 24.

9Фелъштинский Ю. Вожди в законе [WWW document] // URL:
http://www.krsk.ru/ din/ arch/98_6/ felshtinsky.htm.

10 Николаи В. Тайные силы. М., 1925. С. 31.

11Дружеские услуги немецкой полиции // Былое. 1917. № 3/25. Октябрь. С. 158.

12Сборник секретных циркуляров по Отдельному корпусу пограничной стражи с 1894 по 1900г. СПб., 1901. С. 34.

13Николаи В. Тайные силы. С. 74.

14Benson I. Russia 1917-1918: A Key to the Riddle of an Age of Conflict//The Journal for Historical Review. 1990. Vol. X. № 3. P. 323.

15Министерство внутренних дел: Круг ведомства, права и обязанности должностных лиц. СПб., 1904. С. 55.

16 Базаров П. Государственная граница. СПб., 1917. С. 59.

17 Шалланд Л. Юридическая природа территориального верховенства: Историко-догматическое исследование. Т. 1. СПб., 1903. С. 159.

18 Сборник секретных циркуляров по Отдельному корпусу пограничной стражи с 1894 по 1900 г. С. 2.

19 Шалланд Л. Юридическая природа территориального верховенства... С. 148.

20 Обзор деятельности III Отделения за 50 лет его существования (1826-1880) // Вестник Европы. 1917. Кн. 3. Март. С. 89.

21 Исторический обзор мероприятий общего характера по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, применявшихся в России в течение прошлого столетия // Материалы по пересмотру установленных для охраны государственного порядка исключительных законоположений. СПб., 1905. С. 2.

22Министерство внутренних дел (1802-1902): Исторический очерк. СПб., 1902. С. 184.

23Миролюбив А. А. Политический сыск в России в 1914—1917 гг.: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1988. С. 12.

24Fischer В. В. Okhrana. The Paris Operations of the Russian Imperial Police. History Staff Center for the Study of Intelligence. Central Intelligence Agency. 1997 [WWW document] // URL: http://www.google.com/ search?q=cache:www.cia.gov/csi/ monograph/98unclass/5474-l.html.

25Мерзляков В. М. Об организации контрразведывательных органов России [WWW document] // URL: http://www.fsb.ru/mstory/ readl998/merzljak.html.

26 Василия Ш. К вопросу об отношении царского правительства к Парижской Коммуне. Сухуми, 1954. С. 117.

27 Там же. С. 122.

28 Там же. С. 34.

29 Сборник законоположений и правительственных распоряжений по исполнению жандармскими чинами пограничных пунктов обязанностей по паспортной части. СПб., 1890. С. 8.

30Там же. С. 9.

От Гегемон
К wolfschanze (16.03.2005 22:48:03)
Дата 16.03.2005 23:07:50

Re: Охранное отделение...

Статья до боли похожа на тексты 1920-х гг. А где она была опубликована?

От wolfschanze
К Гегемон (16.03.2005 23:07:50)
Дата 16.03.2005 23:53:24

Re: Охранное отделение...

Все гораздо веселее))) Это статья 1917 года,такое ощущение, что написана до Октября. Опубликована впервые была в "Голос минувшего". В 18-м году Жилинский опубликовал книгу об Охранном отделении.
Данную статью я взял из книги "История спецслужб России" М. из-во Крафт+ 2004 г.