>На 1941г СБ уступал однотипным самолетам вероятного противника по:
>1.Скорости (за исключением модификаций Ар-2);
>2.Боевой нагрузке - у большинства достаточно полетавших машин она не превышала 600кг;
>3.Маневренности - обратная сторона хорошей устойчивости и "летучести", так любимых пилотами-новичками;
>4.Живучести - отсутствие протектирования и наддува баков, проблемы с защитой экипажа;
>5.Оборонительному вооружению - весьма неудачное и мешающее работе экипажа размещение оборонительных установок.
Вроде бы еще была проблема с прочностью центроплана, если иметь ввиду использование в качестве пикирующего бомбардировщика. Причем и у Ар-2 тоже. Плюс проблемы с центровкой при увеличении полезной нагрузки ЕМНИП.
>Проблемы осознавались еще с начала испанских событий, было раработано (последовательно) несколько вариантов модернизаций, сроки кот. перманентно срывались и осуществлялись на машинах очередных серий лишь частично. Наиболее существенной модернизацией перед войной стал СБ-РК, в дальнейшем развитии - Ар-2, получивший оборудование для бомбометания с пикирования, новые двигатели, новые оборонительные установки и т.д., но в частях была масса машин самых разных лет выпуска, кот. в связи с предстоящим перевооружением на новую технику (в частности, на Пе-2) решили не модернизировать, а эксплуатировать до износа. На оригинальном СБ устранить большую часть недостатков было затруднительно по различным причинам, в т.ч. конструктивного характера (в частности профиль крыла уже мешал дальнейшему повышению скорости), поэтому следующим шагом стало появление фактически нового бомбардировщика "Б", проигравшего Пе-2 по ряду параметров, но не в последнюю очередь - из-за предполагавшейся унификации последнего с тяжелым истребителем.
ИМХО вряд ли стоит говорить о том, что "Б" проиграл пешке по каким то параметрам, т.к. ЕМНИП он вышел на испытания значительно позже, где то одновременно со "103", и вроде сломал ногу ЕМНИП на рулежке перед первым вылетом. ИМХО в погоне за скоростью стали делать совершенно новый самолет размерности Пе-2 или Bf110, т.к при климовских моторах, без уменьшения площади, желаемых 600км/ч не получить даже в розовых мечтах. В то время как Ар-2 был того же класса что и Ту-2, Ju88. Эх, вот если бы к Ар-2 добавить Фюзеляж от "Б" да новый центроплан. Все таки половина планера - это не полностью новый самолет. А там бы М82 подошел, можно еще одного стрелка добавить... Если бы у бабушки были ... , то это уже был бы дедушка. : )
>Вроде бы еще была проблема с прочностью центроплана, если иметь ввиду использование в качестве пикирующего бомбардировщика. Причем и у Ар-2 тоже. Плюс проблемы с центровкой при увеличении полезной нагрузки ЕМНИП.
А прочность не стали пересчитывать из-за несостоявшегося перехода на плазово-шаблонную технологию, кот. в свою очередь не состоялась из-за общего курса на снятие в перспективе машины с вооружения.
>ИМХО вряд ли стоит говорить о том, что "Б" проиграл пешке по каким то параметрам, т.к. ЕМНИП он вышел на испытания значительно позже, где то одновременно со "103", и вроде сломал ногу ЕМНИП на рулежке перед первым вылетом. ИМХО в погоне за скоростью стали делать совершенно новый самолет размерности Пе-2 или Bf110, т.к при климовских моторах, без уменьшения площади, желаемых 600км/ч не получить даже в розовых мечтах. В то время как Ар-2 был того же класса что и Ту-2, Ju88. Эх, вот если бы к Ар-2 добавить Фюзеляж от "Б" да новый центроплан. Все таки половина планера - это не полностью новый самолет. А там бы М82 подошел, можно еще одного стрелка добавить... Если бы у бабушки были ... , то это уже был бы дедушка. : )
Там было все несколько по-другому. Фаворитом "гонки пикировщиков" до определенного момента был СПБ Поликарпова, плазово-шаблонный вариант ВИТа, как чистого пикировщика. После серии катастроф, а еще вернее в связи с указанной мною "двухвариантностью" победителем стал ПБ-100 - Пе-2. И та и другая машина была в классе пикирующих ближних бомбардировщиков, но скорее их можно отнести к классу многофункциональных самолетов класса "крейсер"/zerstorer, о чем говорит и их общее "истребительное" прошлое (а у Пе-2 - и будущее). То есть линия отечественных пикировщиков имела ярко выраженные "крейсерские" корни. Ар-2 и "Б" же, как Вы правильно заметили, машины совсем другого класса, средние бомбардировщики "узкой" функциональности. Собственно, превращение их в пикировщики было связано с тем, что у нас (как и в Германии) хотели заставить пикировать все - от Су-2 до ДБ-3 и "57". В итоге "Б" в своем классе проиграл "103", а для победы в более легком ему не хватило скорости (ключевой, особенно болезненный момент для нас в тот период) и многофункциональности.