От Presscenter
К All
Дата 23.05.2005 23:05:53
Рубрики Современность;

Очень умный и странный вопрос про ЭВМ

В 60-е гг. в СССР одновременно разрабатывались две суперЭВМ для решения одной и той же задачи. ЭВМ должны были играть в шахматы не хуже, чем челоывек. Работали Ботвинник и Арлазоров. Вот в связи с этоим вопрос: а на хорена? На зачем гос-во (не только наши, в США тоже в эти игрушки играли) надо было тратитьь деньги на создание шахматной ЭВИМ и шахматных суперпрограмм к ним? Мне почему-то заподозревалось, что эти все программы и ЭВМ имели вполне прикладное народно-хозяйственное или даже оборонное значение. Но какое именно? В общем, кто что знает?

От Ktulu
К Presscenter (23.05.2005 23:05:53)
Дата 24.05.2005 01:07:28

http://www.osp.ru/museum/story/09_00.htm (-)


От СанитарЖеня
К Presscenter (23.05.2005 23:05:53)
Дата 23.05.2005 23:52:16

Re: Очень умный...

>В 60-е гг. в СССР одновременно разрабатывались две суперЭВМ для решения одной и той же задачи. ЭВМ должны были играть в шахматы не хуже, чем челоывек. Работали Ботвинник и Арлазоров. Вот в связи с этоим вопрос: а на хорена? На зачем гос-во (не только наши, в США тоже в эти игрушки играли) надо было тратитьь деньги на создание шахматной ЭВИМ и шахматных суперпрограмм к ним? Мне почему-то заподозревалось, что эти все программы и ЭВМ имели вполне прикладное народно-хозяйственное или даже оборонное значение. Но какое именно? В общем, кто что знает?

1. Разработки шахматной супер-ЭВМ (и даже просто специализированной ЭВМ) в СССР не велось. Такое изделие появилось много позже в США (Deep Blue, Deep Thought) как демонстрация возможностей и рекламный акт.
Советские шахматные программы, как и большинство мировых, работали на ЭВМ общего назначения. Позже появились шахматные процессоры развлекательного назначения, чисто коммерческий проект, использующий готовые наработки.
2. Ботвинник вел работу инициативно, почти без финансирования, основываясь на убеждении, что понимает алгоритмы своих действий как шахматиста и может их алгоритмизовать. Успехов АФАИК не добился.
3. Действительно проводившиеся работы использовали алгоритмы направленного перебора (альфа-бета). Собственно, это была разработка методов обработки комбинаторной информации, причем в качестве легко проверяемой, эффектной, но достижимой цели была поставлена задача научить машину шахматам. Основной продукт - не "электронный шахматист", а, во-первых, коллектив обученных специалистов, во-вторых, алгоритмы и программы направленного перебора.
4. Ставилась задача, на тот момент (конец 50-х) совершенно нетривиальная, программирования рекурсивных вызовов, динамического выделения памяти, перебора вариантов. Кроме того, отрабатывались методы хранения структурированной информации, на примере дебютного справочника.
5. Таким образом, это был проект во-первых учебный, во-вторых исследовательский в области алгоритмов дискретной математики, в-третьих рекламный в смысле пропаганды достижений СССР в науке.

От Presscenter
К СанитарЖеня (23.05.2005 23:52:16)
Дата 23.05.2005 23:54:52

А можно с третьего по последний пункт более доходчиво?:) (-)


От Игорь Абрамов
К Presscenter (23.05.2005 23:54:52)
Дата 24.05.2005 00:55:39

Re: А можно...

3) Алгоритмы перебора, занимаются рассмотрением разных вариантов решения задачи. Если у решения есть некая структура (например, как в шахматах, стороны делают по очереди ходы в соответствии с правилами игры), то можно перебирать не все варианты, и, иногда очень и очень
существенно, сократить время решения залдачи.
Альфа-Бета процедура --- это имя одного из простейших таких методов сокращения перебора.

4) Ув. СанитарЖеня привел некоторые действительно фундаментальные задачи организации программ. Однако мне кажется, что эти вещи в нашей стране разрабатывались несколько иными группами людей (А.П. Ершов, С.С.Лавров, М.Р. Шура-Бура и др.)(за исключением, возможно, задач хранения дебютного справочника).

5) На самом деле было несколько групп занимавшихся шахматнымми
программами. По крайней мере, были две группы: Ботвинника,
и Адельсон-Вельский, Арлазаров и Донской (Кажется ВНИИСИ). Последняя группа работала позже, и написала программу Каисса, ставшую году этак в 1974 чемпионом мира.(Это о рекламной части).

Насколько мне известно, алгоритмы, аналогичные шахматным использовались (и возможно используются) в неких весьма топичных программах моделирования БД на оперативном и стратегическом уровне. Однако, напрямую они оказались не слишком пригодными, и они были подвергнуты доработке и адаптации, детали которых покрыты для меня мраком :)

От Presscenter
К Игорь Абрамов (24.05.2005 00:55:39)
Дата 24.05.2005 01:11:13

Спасибо, очнень интересно...Пошел изучать вопрос подробно:) (-)


От К.Логинов
К Presscenter (23.05.2005 23:05:53)
Дата 23.05.2005 23:38:01

Может осществлялась попытка создания ЭВМ.

Ку
Способной одновременно решать различные варианты одной задачи ?
К.Логинов

От Presscenter
К К.Логинов (23.05.2005 23:38:01)
Дата 23.05.2005 23:48:00

Тут еще одна такая штука была:

одновременно с запрретом поставлять в СССР компьбютеры, США запретили поставлять опять же - шахматные программы. Вот опять же - что в них такого????

От К.Логинов
К Presscenter (23.05.2005 23:48:00)
Дата 24.05.2005 00:05:08

Ну я шел по следующей аналогии.

Шахматы - игра в которой одновременно приходится на основании миллионов вариантов искать ну скажем не единственно правильный, а ход который ведет к достижению необходимого результата (просто может идти речь о ничьей, а может и проиогрыше, не суть важно). При этом многие ходы основываются не столько на логике сколько на интуиции, в основе которой лежит опыт.
Так что наиболее вероятным кажется или создание действительно ИИ, или создание ЭВМ, основанной на принципиально другой архитектуре.

От Presscenter
К К.Логинов (24.05.2005 00:05:08)
Дата 24.05.2005 00:17:12

Блин... все безумно интересно, но вот подробнее б разжувать...:( (-)


От Bigfoot
К Presscenter (23.05.2005 23:05:53)
Дата 23.05.2005 23:12:11

Разрабатывались не ЭВМ, а алгоритмы. Программное обеспечение. (-)


От Presscenter
К Bigfoot (23.05.2005 23:12:11)
Дата 23.05.2005 23:32:35

Хорошо:

зачем тратить время и деньги на создание шахматных программ? Какое все это имело прикладное значение?

От Iva
К Presscenter (23.05.2005 23:32:35)
Дата 24.05.2005 08:32:21

Re: Хорошо:

Привет!

>зачем тратить время и деньги на создание шахматных программ? Какое все это имело прикладное значение?

Тут уже написали - решение задач методом неполного перебора. А уж куда эти алгоритмы прикладываются - это уже вопрос второй, задач для этого очень много.


Владимир

От Bigfoot
К Presscenter (23.05.2005 23:32:35)
Дата 23.05.2005 23:37:59

Алгоритмы и подходы применимы для проектирования систем ИИ. (-)


От Presscenter
К Bigfoot (23.05.2005 23:37:59)
Дата 23.05.2005 23:45:31

ИИ? Что это? (-)


От badger
К Presscenter (23.05.2005 23:45:31)
Дата 23.05.2005 23:48:56

Искуственный интеллект

Он же AI - artificial intelligence по англилйски

От Presscenter
К badger (23.05.2005 23:48:56)
Дата 23.05.2005 23:53:47

Насколько я знаю ИИ серьезно занимался Амосов на украине... (-)


От Bigfoot
К Presscenter (23.05.2005 23:53:47)
Дата 23.05.2005 23:54:31

Им кто только не занимался. (-)