От Гегемон
К All
Дата 26.05.2005 13:05:52
Рубрики Современность;

Войска внутренней безопасности versus «Легкая пехота» (ответ Дм. Козыреву)

Пара соображений
1. Угрозы
Сценарий утраты независимости и оккупации нашей страны в целом может выглядеть следующим образом. Для обоснования миротворческой акции на нашей территории пройдет волна диверсионно-террористических актов. Они будут совершаться одновременно в разных местах и послужат фактором, отвлекающим внимание от реальных операций. Под их прикрытием команды сил специальных операций «развитых стран» выйдут к важнейшим военным объектам – пусковым шахтам и местам складирования ядерного оружия, пунктам управления войсками и космической группировкой – и наведут на них массированный удар крылатых ракет.
После этого произойдет высадка тяжелых механизированных группировок на важнейших направлениях, и объединенный воздушно-наземный эшелон понесется занимать районы складирования оружия массового уничтожения и пункты управления.
Сопротивление им будет оказано только очаговое, поскольку политические элиты будут видеть в оккупационных силах спасение от альтернативы «диктатура / анархия» и новые возможности обогащения, а для остальных с экранов будут литься речитативы о борьбе с террором.
Восстановление организации органов безопасности и вооруженных сил по образцу 1980-х гг. не даст практически ничего. Во-первых, вернуться в прошлое не хватит никаких средств. Во-вторых, именно эта система обеспечения безопасности страны обанкротилась к 1991 г. В-третьих, угрозы с тех пор изменились, хотя противники остались все те же.
Это я не для нагнетания апокалиптической истерии. Это для обозначения наиболее неприятного хода событий.

2. «Экспозиция»
В настоящее время терроризм рассматривается как изолированные акции небольших групп, а не масштабные операции вооруженного подполья при поддержке сил специальных операций. Соответственно, противодействие акту войны строится как полицейская операция. А между тем, терроризм – это всего лишь способ ведения боевых действий.
Специальные войсковые формирования внутри страны вынуждены противодействовать диверсионно-террористическим группам, которые уже начали операцию и владеют инициативой.
Если вражеская группа захватила объект, то ее нужно блокировать 2 кольцами, чтобы исключить удар в спину, и обеспечить условия для действий спецназа спецслужбы, подготовленного для штурмовых действий – создать запретную зону, вывести из нее гражданских лиц, совместно с оперативниками спецслужбы задержать подозрительных, подавить возможные беспорядки и задержать их зачинщиков, оборудовать позиции.
Если противник пытается прорваться и уйти от преследования, войсковые формирования должны перекрыть пути отхода, организовать на них оборону и принудить противника к сдаче.
Исторически эти задачи решали в СССР 2 рода войск, входившие в систему НКВД, КГБ и МВД – ПВ и ВВ. При этом ВВ действовали как вспомогательная сила органов внутренних дел и государственной безопасности, а ПВ сами по себе были разведывательно-контрразведывательным органом, обеспечивающим охрану территории государства.
В 1980–1990-х гг. система войскового обеспечения была дезинтегрирована, и из нее были выделены функционально специализированные подразделения.
Пограничные войска, обладающие собственными разведорганами и обладающие большим опытом в сотрудничестве с населением, ограничиваются своими традиционными задачами – кстати, наиболее соответствующими понятию «борьба с терроризмом».
Функции ВВ по содействию милиции в задержании опасных преступников и обеспечении общественного порядка были переданы ОМОН – по сути, профессиональным войсковым формированиям, обеспечивающим условия для действий милиции.
Конвоирование и охрана осужденных, а также подавление беспорядков и террористических действий в местах лишения свободы переданы в ГУИН Министерства юстиции, имеющий собственные вооруженные формирования.
Оперативные части ВВ превращены в плохо оснащенные и плохо подготовленные к общевойсковым действиям мотострелковые части, призванные обеспечивать видимость военного присутствия государства.
Параллельно с подразделениями спецслужбы и милиции сформированы отдельные отряды и роты СпН ВВ, предназначенные для прямого противодействия террористам, их захвата и уничтожения. Они с кон. 1980-х гг. постоянно обеспечивали действия спецслужб.
Наконец, в ряде случаев для обеспечения действий антитеррористических формирований привлекались подразделения СпН ГРУ, что в принципе не их задача.

3. Необходимые элементы
Имеет смысл говорить не об этих отдельных категориях войск, а о формированиях (войсках) внутренней безопасности, которые должны локализовать диверсионно-террористическую группу, организовать оборону и обеспечить действия оперативников-боевиков из спецслужбы.
Последнее объясняется тем, что захват хорошо подготовленного и оснащенного бойца требует очень высокого уровня подготовки, которого трудно добиться от солдат срочной службы. Не случайно оптимизированный для разведки спецназ ГРУ организован в бригады, и людей для них всегда хватало, а ориентированные на штурмовые действия отряды СпН ВВ не удалось развернуть даже в полки – не хватает подходящего человеческого материала.
Поэтому первый необходимый элемент – это профессиональное формирование оперативников-боевиков спецслужбы, которые могут захватить террориста/диверсанта и допросить его либо передать дознавателям.

Второй необходимый элемент – это формирования, которые могут обеспечить их действия среди гражданского населения: блокировать, сформировать охрану и оборону внутреннего и внешнего кольца оцепления, задержать подозрительных, прикрыть работу оперативников среди враждебно настроенного населения.
Войсковые формирования внутренней безопасности должны иметь минимальное время реагирования, то есть дислоцироваться вблизи угрожаемых объектов – а такие объекты, как школы, электростанции и цистерны с аммиаком, равномерно распределены по всей территории страны. Войска внутренней безопасности должны хорошо знать местность и находиться в хороших отношениях с местным населением, а это предполагает отказ от экстерриториального принципа их комплектования.
При действиях внутри страны эти функции могут исполнять территориальные и транспортные ОМОНы, сформированные в свое время как раз для таких целей. Это вполне возможно, поскольку омоновцы не всегда крышевали ларьки на рынке – все зависит от людей и организации службы. Вооружение ОМОНов усиливается РПГ, 12,7-мм винтовками и едиными пулеметами.
При действиях против партизан на территории, где гражданские органы власти недееспособны, необходимо привлекать военную полицию. Отсутствие штатных органов дознания и предварительного следствия, а также исполнительных органов, принуждающих правонарушителей к повиновению – характерная особенность нашей армии. Эти функции у нас выполняют особые отделы (то есть контрразведка) и комендантские части (караулы, патрули, регулировщики и гарнизоны гауптвахты). Выполняют плохо, поскольку в военных учреждениях и частях воруют и избивают, время от времени – убивают, а с вооруженными дезертирами потом воюет ГАИ.
Представляется рациональным официально возложить функции расследования уголовных преступлений и охраны тылов армии на органы военной контрразведки и подчинить им оставшиеся формирования ВВ с преобразованием в маневренные части военной полиции (милиции).
Маневренные части военной полиции особого назначения (сегодняшние отряды СпН ВВ) должны рассматриваться как военно-полицейский резерв, позволяющий локализовать совершившийся прорыв на границе или обеспечить безопасность работы оперативно-следственного аппарата в опасном (например оккупированном) районе. Среди прочего это позволит избежать создания отдельного спецназа Пограничных войск.

Третий элемент – войска, которые фактом своего присутствия и своим вооружением обеспечивают безусловное превосходство в вооружении и контроль над территорией.
Внутри страны это могут быть армейские территориальные учебные части и резервисты, которых все равно рано или поздно придется создавать для обеспечения обороноспособности страны. На оккупированной территории – общевойсковые соединения, в зоне ответственности которых действуют войска безопасности.

4. Интеграция
В целом интегрирование сил внутренней безопасности тормозит расчлененность оперативных и войсковых формирований по различным службам. Наиболее слабым звеном здесь является МВД, которое лишилось значительной части своих функций: контрразведки и обеспечения политической безопасности (в 1950-х гг.), организации гражданской обороны (в 1950-х гг.), противопожарной службы и надзора за безопасностью промышленных установок (в 1990-х гг.), охраны мест заключения и исполнения приговоров (в 1990-х гг.).
По существу МВД превратилось в службу государственной полиции с приданными ей войсковыми формированиями неясного назначения. Имеет смысл довести реорганизацию до конца и включить полицейские управления в общую систему безопасности на правах отдельной службы.
Изъятые из систем МВД и Минюста СОБРы должны стать региональными (или специализированными) формированиями антитеррористического назначения
Следующим шагом должно стать формирование войск внутренней безопасности, включающих маневренные части военной полиции, ОМОН, пограничные войска и дежурные роты учебных полков.
Вся система должна строиться в 4 этажа:
1) орган разведки и контрразведки (центральный или региональный);
2) оперативно-боевое формирование антитеррора (группа «А» или СОБР);
3) войсковое формирование внутренней безопасности (маневренный отряд военной полиции СпН или местный ОМОН).
4) ближайшее подразделение территориальных войск.

В случае вооруженного восстания с отторжением части территории (вариант – появления на границе враждебного квазигосударства-лимитрофа) на эту территорию должны войти полноценные общевойсковые соединения (воздушно-десантные и тяжелые) и сломить организованное сопротивление.
Их должны сопровождать формирования военной полиции и войск внутренней безопасности, которые и будут противодействовать диверсионно-террористическим формированиям: организуют контрразведку и охрану территории, зачистят населенные пункты и интернируют подозреваемых, организуют блокаду и прочесывание участков местности, на которых могут скрываться партизаны.
И поскольку операции должны проводиться в зоне контроля / досягаемости своих войск, формирования силой более батальона / легкого полка с вооружением мощнее 120-мм минометов не нужны.

А создание соедиений «легкой пехоты» я полагаю не очень целесообразным


С уважением

От В. Кашин
К Гегемон (26.05.2005 13:05:52)
Дата 26.05.2005 17:50:08

А где здесь нужны войска внутренней безопасности?

Добрый день!
>Пара соображений
>1. Угрозы
>Сценарий утраты независимости и оккупации нашей страны в целом может выглядеть следующим образом. Для обоснования миротворческой акции на нашей территории пройдет волна диверсионно-террористических актов. Они будут совершаться одновременно в разных местах и послужат фактором, отвлекающим внимание от реальных операций.
Предотвращение таких терактов - на 95% задача агентурной сети спецслужб. При наличии упреждающей информации никаких особых войск безопасности не понадобится, при отсутствии - они не помогут.
>Под их прикрытием команды сил специальных операций «развитых стран» выйдут к важнейшим военным объектам – пусковым шахтам и местам складирования ядерного оружия, пунктам управления войсками и космической группировкой – и наведут на них массированный удар крылатых ракет.
Каким образом эти силы проникнут в Россию и переместятся вглубь страны - к районам базирования МБР? Если контрразведывательный режим настолько слабый - никакие спецсилы не спасут.
>После этого произойдет высадка тяжелых механизированных группировок на важнейших направлениях, и объединенный воздушно-наземный эшелон понесется занимать районы складирования оружия массового уничтожения и пункты управления.
Как Вы себе это представляете?
>Сопротивление им будет оказано только очаговое, поскольку политические элиты будут видеть в оккупационных силах спасение от альтернативы «диктатура / анархия» и новые возможности обогащения, а для остальных с экранов будут литься речитативы о борьбе с террором.
С чьих экранов?
>Восстановление организации органов безопасности и вооруженных сил по образцу 1980-х гг. не даст практически ничего. Во-первых, вернуться в прошлое не хватит никаких средств. Во-вторых, именно эта система обеспечения безопасности страны обанкротилась к 1991 г. В-третьих, угрозы с тех пор изменились, хотя противники остались все те же.
Какие у нас те же противники?


С уважением, Василий Кашин

От Гегемон
К В. Кашин (26.05.2005 17:50:08)
Дата 26.05.2005 18:08:33

Re: А где...

> Предотвращение таких терактов - на 95% задача агентурной сети спецслужб. При наличии упреждающей информации никаких особых войск безопасности не понадобится, при отсутствии - они не помогут.
При наличии масштабного враждебного подполья никакие спецслужбы ничего не обеспечат.

>>Под их прикрытием команды сил специальных операций «развитых стран» выйдут к важнейшим военным объектам – пусковым шахтам и местам складирования ядерного оружия, пунктам управления войсками и космической группировкой – и наведут на них массированный удар крылатых ракет.
> Каким образом эти силы проникнут в Россию и переместятся вглубь страны - к районам базирования МБР? Если контрразведывательный режим настолько слабый - никакие спецсилы не спасут.
Они могут проникать и при довольно жестком контрразведывательном режиме. Скажем, в 1940-х гг. немецкая агентура проникала довольно глубоко при гораздо больее дееспособных спецслужбах и морально-политическом единстве населения.

>>После этого произойдет высадка тяжелых механизированных группировок на важнейших направлениях, и объединенный воздушно-наземный эшелон понесется занимать районы складирования оружия массового уничтожения и пункты управления.
> Как Вы себе это представляете?
В подробностях?
Если вкратце, то группировки пойдут из Прибалтики, из Крыма и с Кавказа (с турками). ЯО применять никто не будет: они не захотят, наши побоятся. 2 недели - и миротворческий контингент в Москве
В любом случае главный вопрос - вменяемость властей

>>Сопротивление им будет оказано только очаговое, поскольку политические элиты будут видеть в оккупационных силах спасение от альтернативы «диктатура / анархия» и новые возможности обогащения, а для остальных с экранов будут литься речитативы о борьбе с террором.
> С чьих экранов?
С наших. Телевизионных. И со спутников.

>>В-третьих, угрозы с тех пор изменились, хотя противники остались все те же.
> Какие у нас те же противники?
Да те же, в принципе. Есть страны, желающие развить успех и продолжить эволюцию: сверхдержава - неустойчивая региональная страна с амбициями - конгломерат управляемых квазилегитимных квазигосударств. Плюс пограничные лимитрофы
При определенном уровне нашей слабости (он не за горами) или не подкрепленной достаточной силой неуступчивости такое развитие событий вполне реально

>С уважением, Василий Кашин
С уважением

От В. Кашин
К Гегемон (26.05.2005 18:08:33)
Дата 29.05.2005 13:17:31

Re: А где...

Добрый день!
>> Предотвращение таких терактов - на 95% задача агентурной сети спецслужб. При наличии упреждающей информации никаких особых войск безопасности не понадобится, при отсутствии - они не помогут.
>При наличии масштабного враждебного подполья никакие спецслужбы ничего не обеспечат.
Наоборот, при эффективных спецслужбах и полицейском государстве (а это то, к чему надо стремиться) не может существовать никакого "масштабного подполья". Его, впрочем нет и в современной России, которой до полицейского государства далеко.
>>>Под их прикрытием команды сил специальных операций «развитых стран» выйдут к важнейшим военным объектам – пусковым шахтам и местам складирования ядерного оружия, пунктам управления войсками и космической группировкой – и наведут на них массированный удар крылатых ракет.
>> Каким образом эти силы проникнут в Россию и переместятся вглубь страны - к районам базирования МБР? Если контрразведывательный режим настолько слабый - никакие спецсилы не спасут.
>Они могут проникать и при довольно жестком контрразведывательном режиме. Скажем, в 1940-х гг. немецкая агентура проникала довольно глубоко при гораздо больее дееспособных спецслужбах и морально-политическом единстве населения.
Детский сад, просто. Проникновение отдельных агентов и наведение тысяч КР на тысяччи охраняемых военных целей - вещи не сравнимые.
>>>После этого произойдет высадка тяжелых механизированных группировок на важнейших направлениях, и объединенный воздушно-наземный эшелон понесется занимать районы складирования оружия массового уничтожения и пункты управления.
>> Как Вы себе это представляете?
>В подробностях?
>Если вкратце, то группировки пойдут из Прибалтики, из Крыма и с Кавказа (с турками). ЯО применять никто не будет: они не захотят, наши побоятся. 2 недели - и миротворческий контингент в Москве
>В любом случае главный вопрос - вменяемость властей
Если "ЯО применять никто не будет" - к чему эти рассуждения. Может сразу лапки поднять. А вообще - очередные "патриотические" завывания.
>>>Сопротивление им будет оказано только очаговое, поскольку политические элиты будут видеть в оккупационных силах спасение от альтернативы «диктатура / анархия» и новые возможности обогащения, а для остальных с экранов будут литься речитативы о борьбе с террором.
>> С чьих экранов?
>С наших. Телевизионных. И со спутников.
С какой стати наше телевидение будет действовать в интересах противника? Управляемость телевидением со стороны властей у нас воссстановлена уже несколько лет назад.
>>>В-третьих, угрозы с тех пор изменились, хотя противники остались все те же.
>> Какие у нас те же противники?
>Да те же, в принципе. Есть страны, желающие развить успех и продолжить эволюцию: сверхдержава - неустойчивая региональная страна с амбициями - конгломерат управляемых квазилегитимных квазигосударств. Плюс пограничные лимитрофы
>При определенном уровне нашей слабости (он не за горами) или не подкрепленной достаточной силой неуступчивости такое развитие событий вполне реально
Какие документы или высказывания официальных лиц вы можете привести в доказательство наличия таких намерений?

С уважением, Василий Кашин

От Константин Дегтярев
К Гегемон (26.05.2005 13:05:52)
Дата 26.05.2005 13:22:31

По-моему, неверный посыл

С задачей наведения крылатых ракет прекрасно справляется техническая разведка, группы СПН в лучшем случае будут обеспечивать 10% этой задачи.

СПН, по моему мнению, будет широко задействован на этапе партизанской войны и оккупации, а вынос стратегической инфраструктуры на первом этапе войны будет производится традиционными силами армии, ВВС и флота. Количество хорошо разведанных целей на этом этапе превосходит возможности по нанесению по ним ударов. Даже в Ираке так было и тем более так будет в России.

В общем, группы СПН - это самая малая головная боль, с которой мы столкнемся в результате агрессии.

Константин Дегтярев,
http://fershal.narod.ru

От Гегемон
К Константин Дегтярев (26.05.2005 13:22:31)
Дата 26.05.2005 17:37:40

Отчего же

>СПН, по моему мнению, будет широко задействован на этапе партизанской войны
Со стороны вооруженного подполья

>и оккупации, а вынос стратегической инфраструктуры на первом этапе войны будет производится традиционными силами армии, ВВС и флота. Количество хорошо разведанных целей на этом этапе превосходит возможности по нанесению по ним ударов. Даже в Ираке так было и тем более так будет в России.
Будут производить доразведку, особенно смстемы охраны

>В общем, группы СПН - это самая малая головная боль, с которой мы столкнемся в результате агрессии.
Это точно

>Константин Дегтярев,
http://fershal.narod.ru
С уважением

От Константин Дегтярев
К Гегемон (26.05.2005 17:37:40)
Дата 26.05.2005 18:03:10

Опять не понимаю

>Будут производить доразведку, особенно смстемы охраны

Зачем доразведывать систему охраны, если цель будет поражена крылатой ракетой?

Константин Дегтярев,
http://fershal.narod.ru

От Гегемон
К Константин Дегтярев (26.05.2005 18:03:10)
Дата 26.05.2005 18:18:13

Re: Опять не...

>>Будут производить доразведку, особенно смстемы охраны
>Зачем доразведывать систему охраны, если цель будет поражена крылатой
ракетой?
Например, систему обороны. Чтобы крылатая ракета не нарвалась на случайно появившуюся "Шилку".
Хотя Вы правы, это необязательно. Деятельность ССН будет направлена на другие цели: нейтрализация нежелательных лидеров и дееспособных звеньев управления, организация и техническая поддержка действий вооруженного подполья


>Константин Дегтярев,
http://fershal.narod.ru
С уважением