>То, что отдельные личности были, об этом же никто не спорит. Так бы генерал наш и сказал: встречал/слышал я о советских немецев, в том числе и поволжских, в качестве диверсантов/шпионов - и разговоров нет, все корректно. К месту вставив слово о том, каков был процент этих "фольксдойче"-руководителей групп, сколько было потом реабилитировано... Особенно учитывая, что прошло столько лет и пора бы давать взвешенные оценки и самому себе, деятельности своей организации, тогдашней фактической ситуации, служебной документации тех лет и пр.
Хмм. он ог встретиться и с 2-3 группами, которые дейтвительно возглавляли поволжские немцы. Если бы была возможность, было бы интересно уточнить у самого г-на Матвеева.
>Или вот, что можно сказать по следующему сообщению Берии в ГКО от 29. ноября 1941: Особый отдел НКВД Северо-Западного фронта в октябре 1941 г. выявил и арестовал "группу германских военных разведчиков, переброшенных через линию фронта в районе Крестцы-Валдай...Группа состояла из 17 человек", в том числе бывший начальник штаба батальона 13 стр. полка 2-й стрелк. дивизии И. Кулаков, югославский и чешский подданные, быв. красноармейцы а также "группа немецких разведчиков-цыган", численностью 6 человек (с. 367-68). Скажу сразу, сложно мне цыган немецкими разведчиками представить. Может, это были просто контрабандисты, которые за определенную плату или были под угрозами вынуждены доставить определенный груз за линию фронта. Документ сей, как и большинство других, без комментариев о дальнейшей судьбе как 17 "сознавшихся" в общем, так и этой шестерки в частности. Но вот на основе этого факта можно уже делать заключения о цыганских разведывательно-диверсионных группах в советском тылу.
Можно, отчего же нет. Насчет цыган... известны случаи сотрудничества евреев и выполнения ими специальных заданий немцев.
>А почему реагируют так остро на слово "жид" еврейские товарищи, Вы не задумывались?
Неа, не задумывался. По литовски их так и кличут - жидай, т.е. жиды. По немецки - юде. Эт оскорбляет их достоинство?
>>Как я уже писал, термин фольксдойче - диффамационный, подчеркивающий генетическую связь немецких меньшинств с рейхом, поразумевает предательство интересов страны, где они родились и жили.
Ничего он не подразумевает. А в свете массовой эмиграции немцев как в 30ых-40ых годах, так и в девяностых - кажется вполне корректным, ибо указывает на действительно существующую связь с исторической родиной.
>>>Используется этот термин в разных странах для того, чтобы оправдать репрессивные меры по отношению к своим меньшинствам немецкого происхождения, их депортации, экспроприации имущества и пр.
Мне ка-то не встречалось в антинемецких изданиях связка термина фольксдойче с репрессиями против этнических немцев.
>Не кажется ли Вам, что от сотрудника такого ранга/такой организации требуется все-таки хоть какая-то аналитика, а не механическое переписывание служебной документации 60-летней давности?
Ну что Вы, это вопрос отдельного исследования. Даже ткаой ранг не дает права на ознакомление с дкументами касательно вопроса, о котором мы говорим.
>Хмм. он ог встретиться и с 2-3 группами, которые дейтвительно возглавляли поволжские немцы. Если бы была возможность, было бы интересно уточнить у самого г-на Матвеева.
Может мог, может нет - остается нам гадать на кофейной гуще. Такому лицу, с моей точки зрения, следует все же в публичных выступлениях не огульно и двусмысленно, а корректно и конкретно выступать.
>Можно, отчего же нет. Насчет цыган... известны случаи сотрудничества евреев и выполнения ими специальных заданий немцев.
Да в жизни все может случиться, хоть северные ненцы могут превратьться в немецкие шпионы. Речь то идет о релевантности, насколько типичным это явление имело место быть. Чем пропаганда и публицистика от науки отличаются: первые раздувают отдельные факты и фактики до вселенских масштабов в нужном направлении, последняя же стремится к взвешенному, объективному описанию исторических событий независимо от текущего момента.
>>А почему реагируют так остро на слово "жид" еврейские товарищи, Вы не задумывались?
>
>Неа, не задумывался. По литовски их так и кличут - жидай, т.е. жиды. По немецки - юде. Эт оскорбляет их достоинство?
Надо их спросить. В русском языке, насколько я понимаю, это слово несет оскорбительный оттенок. А в польском вроде нет. Зачам людей специально раздражать и делать им неприятности? Афроамериканцы считают оскорблением слово негр или ниггер - значит, есть основание для этого.
>Ничего он не подразумевает. А в свете массовой эмиграции немцев как в 30ых-40ых годах, так и в девяностых - кажется вполне корректным, ибо указывает на действительно существующую связь с исторической родиной.
Вот видите, Вы так считаете, и ошибаетесь, между прочим. А насчет связей с исторической родиной Вы путаете причину со следствием.
До первой мировой войны немцы если и эмигрировали, то в в подавляющем большинстве в северную и южную Америки, хотя в ходе Столыпинских реформ большая часть эмигрантов из перенаселенных колоний Юга и Поволжья переселилась в Азиатскую часть России: сегодняшние Амская обл., Алтайский край, Оренбуржье, Северный Казахстан. Это была нормальная трудовая миграция. Там они могли получить землю и заниматься привычной с/х занятиями и ремесленнической деятельностью. И в WW1 служили наравне с русскими и др. народами в российской армии. Но и тогда были обвинения в шпионаже, немецком засилии и пр. вздор - эта тема здесь уже рассматривалась. И в 1918 мало кто из колонистов, т.н. поселян-собственников, побежал "задрав штаны" в Германию, хотя по условиям Брест-Литовского мирного договора российские выходцы в Герм. империи и немецкие выходцы в Росс. империи имели право переселяться, причем с возможносттью вывоза своего имущества и капиталов.
Почву для определенного тяготения части росс. немцев к Германии создало само советское государство, экспроприировав крестьян, а в 1930-е гг. - массовыми репрессиями и преследованиями прежде всего т.н. "западных" меньшинств: поляков, немцев, финнов, эстонцев, латышей (кроме немцев в АССР НП - они считались "коренным народом"). И именно по национальному признаку, т.н. немецкая и пр. операции. И в конце 1920-х несколько тыс. немцев - прежде всего меннонитского вероисповедания из Сибири и Украины - добились выезда из СССР в Канаду и Парагвай, но отнюдь не в Германию.
А если бы государство в 1957 г. восстановило АССР Немцев Поволжья, а не смешивало бы российских немцев осознанно с германцами и дальше - я тоже об этом уже писал - то "тяготение" и эмиграция за рубеж и в 1970-е и в конце 1980-х и в 1990-е годы имели бы совершенно другой масштаб. Видите ли, есть такая хорошая русская пословица : если человеку сто раз сказать свинья, то он захрюкает. Вот и получили результат, чего добивались.
>>>>Используется этот термин в разных странах для того, чтобы оправдать репрессивные меры по отношению к своим меньшинствам немецкого происхождения, их депортации, экспроприации имущества и пр.
>
>Мне ка-то не встречалось в антинемецких изданиях связка термина фольксдойче с репрессиями против этнических немцев.
А в Польше, Чехословакии и др. восточноевр. странах использовали это как повод для изгнаний и пр. мероприятий. Кто же остался в этих странах, в том числе и возвратившиеся в СССР после войны украинские немцы, испытывали большие проблемы вплоть до конца 1980-х гг. Они были одним из основных объектов на выявления англо-американских шпионов.
>Ну что Вы, это вопрос отдельного исследования. Даже ткаой ранг не дает права на ознакомление с дкументами касательно вопроса, о котором мы говорим.
Вот еще один повод к тому, что пора прекращать игру в секретность и по происшествии 60-70 лет открыть доступ к большей части информации, имеющей исторический интерес.
>Ничего он не подразумевает. А в свете массовой эмиграции немцев как в 30ых-40ых годах
+++
А можно узнать про массовые емиграции?
Спасибо
>, так и в девяностых - кажется вполне корректным, ибо указывает на действительно существующую связь с исторической родиной.
+++
Не так. Здесь два аспекта:
- економическая миграция, уезжают ведь не только немцы и евреи.
- желание сохранить свой национальный идентитет "Я, га-ра-нти-рую вам что республики немцев не будет"(с) Ельцин. В РФ ето не возможно.
Алеxей